Общий контекст и предшествующие события
Подготовка и проведение съезда проходили в условиях пристального правительственного надзора. Ежедневно Директору Департамента полиции доставлялись совершенно секретные записки отделения по охранению общественной безопасности и порядка в столице, с подробностями дискуссий, состоявшихся как в общих, так и в секционных заседаниях съезда и цитатами из выступлений делегатов, нуждающихся, по мнению полиции, в особой опеке.
Большевистский Петербургский комитет РСДРП обратился к участникам съезда с листовкой, призывая "положить инициативу новому типу земского врача - врачу-революционеру, социал-демократу вместо либерального культурника".
Дата и место проведения
IX Пироговский съезд врачей проходил в Санкт-Петербурге 4-11 (17-24) января 1904 года. Заключительное заседание проходило в актовом зале Петербургского университета.
Состав участников
Первоначально съезд собрал 1100 участников. Однако вскоре он слился с только что закрытым правительством III съездом деятелей по техническому и профессиональному образованию. В результате по количеству участников - 2300 или даже 2500 человек - съезд стал самым многочисленным за 20 лет работы Пироговского общества врачей. Присутствовали также учащаяся молодёжь и радикально настроенные интеллигенты.
Советский историк А.В. Ушаков дал следующую "политическую" характеристику состава съезда:
"По политическим взглядам состав съезда был довольно пёстрым. Правое крыло представляли преимущественно профессора Военно-медицинской академии. Они были за то, чтобы съезд держался лишь специальных научных и профессиональных вопросов и возбуждал ходатайства перед правительством в лояльных формах. Центр представляли либералы - руководители губернских санитарных бюро, например, Курского - В.И. Долженков, Московского - И.В. Попов и др. Они соглашались ставить общественно-медицинские вопросы, но в рамках умеренных. Левое крыло было представлено преимущественно рядовыми земскими и городскими врачами (Д.Я. Дорф, С.Н. Корженевский, П.Ф. Кудрявцев, Н.И. Долгополов, С.Я. Елпатьевский и др.). Это были мелкобуржуазные демократы, эсеры и беспартийные. Они были за внесение большей остроты в прения и в резолюции, но и они считали, что не надо переходить известных границ. На крайне левом фланге находилась группа социал-демократов в составе С.И. Мицкевича, И.А. Хесина, Б.А. Юрковского, В.П. Краснухи. Увлекая левое крыло и часть центра, им удавалось проводить острые политические резолюции".
Состав и многочисленность съезда, несомненно, отразились на атмосфере политического подъёма, в которой он проходил.
Общий ход заседаний
Председатель съезда - профессор В.И. Разумовский.
Организаторами съезда были представлены отчёты о деятельности многочисленных Пироговских комиссий, учреждённых предыдущими съездами:
-
Комиссии по школьной гигиене и распространению гигиенических знаний в народе (председатель А.В. Мольков),
-
по изучению малярии в России (председатель Г.Н. Габричевский),
-
по вопросам призрения покинутых и бесприютных детей (председатель Д.И. Орлов),
-
по изучению туберкулёза (председатель В.Д. Шервинский),
-
по организационным вопросам общественной медицины, справочно-посреднической комиссии (председатель Ф.А. Рейн),
-
по изучению сточных вод (председатель В.Е. Игнатьев),
-
по объединению патологоанатомов (председатель Н.Ф. Мельников-Разведенков),
-
по вопросу о «Доме имени Н.И. Пирогова» (председатель А.М. Макеев).
Уже в начале съезда санитарный врач К.И. Шидловский изложил сводку ходатайств Пироговского общества перед правительственными учреждениями за 20 лет (1883–1903 годы). Из неё следует, что из 88-ми ходатайств 43% остались без ответа, на 20% был получен отказ, в 2% случаев полученные ответы носили характер формальной отписки. Благоприятный исход имели немногочисленные ходатайства, относящиеся к организационным вопросам самого общества. Участники съезда в единодушно принятом постановлении выразили своё отношение к явному безразличию правительства и чиновников к насущным вопросам попечения о народном здоровье и самоотверженной деятельности учёных и практических врачей, посвятивших себя решению одной из самых актуальных проблем российского общества:
"Ввиду того, что большинство ходатайств Пироговских съездов осталось без ответа или удовлетворения, решено в настоящее время ограничиться лишь принципиальными постановлениями, не возбуждая новых ходатайств".
Съезд вообще отличался от всех предыдущих наибольшей широтой и остротой рассматриваемых вопросов. Так, в выписке из полученного агентурным путём письма без подписи, адресованного З.И. Соболевой в Москву, приводится следующее описание:
"На X секции, где был вопрос о земстве и школьном образовании среди крестьян, и также образовании среди рабочих и многих других – публики было особенно много и даже рабочих. Надо было видеть оживлённые лица последних, когда вопрос коснулся положения фабричных и заводских рабочих, в гигиеническом и образовательном отношении; затем перешли на более широкое – рабочие союзы, свободу печати, слова, собраний и т.п. Заметьте, что всё это заявлялось публике без стеснения и выражалось «всё» о чём говорится вообще только нелегально. Это был парламент, а постановления вышли в форме конституционных".
По сообщениям полицейских агентов, врачи произносили "речи явно противоправительственного направления". Они "свидетельствовали о крайне оппозиционном отношении ораторов к существующему в России государственному строю".
На объединённом заседании секций общественной медицины, гигиены, внутренних болезней и бактериологии была принята резолюция, требующая неприкосновенности личности, свободы слова, печати и собраний.
Например, в решениях IX Пироговского съезда содержатся такие пункты:
-
правильная и целесообразная борьба с алкоголизмом, туберкулезом, детской смертностью и другими народными болезнями, представляющими собой социальное бедствие огромной важности, возможна только на почве широких социальных реформ и при полном обеспечении свободы мнений, слова, печати и собраний, как условий, при соблюдении которых достижимы широкое распространение сведений об истинных причинах развития этих народных бедствий и о надлежащей борьбе с ними;
-
лучшей формой обеспечения трудящихся на случай несчастья, болезни, инвалидности и старости является государственное, обязательное для всех социальное страхование рабочих при обеспечении широкого общественного контроля над условиями производства и нормирования рабочего дня до 8-ми часов и др.
Несмотря на упорное сопротивление умеренных членов съезда, было принято требование о государственном страховании рабочих.
11 (24) января съезд завершался при обстоятельствах, изложенных в послании одного из участников:
"Вопросы так широко ставились, что результат съезда – свод постановлений – не был разрешён [к оглашению] тем же Плеве. И в то время, когда члены съезда и многочисленная публика собрались, чтобы выслушать заключения разных секций, председатель заявил, что не может допустить [его обнародования] вопреки обыкновению по распоряжению «свыше». Поднялся шум, хотели говорить, но было так подстроено, что рота солдат-музыкантов была предусмотрительно заготовлена на хорах и по распоряжению (махнул платком) председателя – трубачи навели свои трубы на публику и оглушительно заиграли. Играли не переставая, а так как шум был неописуемый и долго, то прислали ещё роту им на подмогу и смену, таким образом мысль, здравая, смелая была заглушена трубным звуком Плеве".
В выпущенной в апреле 1904 года листовке, подписанной некими "Партизанами борьбы", давалось описание того, что произошло затем. Публика, разместившаяся на тех же хорах (в том числе часть врачей), начала свистеть, петь революционные песни, кидала в оркестр стулья и обломки. Явившаяся полиция выгнала публику из зала, окружила хоры и предложила отправиться в участок. Только после заявления председателя съезда, что ни один человек не сойдёт с хор, если полиция не удалится, она ретировалась.
Одновременно 500 участников съезда собрались в соседнем зале, где зачитали политические резолюции. Выступившие ораторы заявляли, что добиться их осуществления можно лишь при свержении самодержавия. С пением "Отречёмся от старого мира" врачи двинулись к выходу. Ворвавшиеся жандармы арестовали несколько человек.
Итоги, последствия, значение
Немало правительственных законов и постановлений лежало в русле решений Пироговских съездов: об учреждении женского медицинского института (от 23 апреля 1895 г.); правила по устройству медицинских чтений (10 августа 1901 г.); об обязательной для врачей всех ведомств номенклатуре болезней (15 января 1902 г.); Высочайший манифест об отмене телесных наказаний для всего крестьянского населения России (11 августа 1904 г.) и др. Однако правительство делало это с максимальным запозданием, действуя под давлением объективной ситуации, при этом неизменно подчёркивая отсутствие всякой связи между любыми общественными инициативами и своими законодательными новациями. Не удивительно, что в конце концов врачи услышали этот месседж и перешли от попыток достучаться до властей к обсуждению вопроса о власти и общественном строе.
IX Пироговский съезд стал переломным в самосознании русских общественных врачей, обозначившим резкую грань между двумя эпохами в деятельности Пироговских съездов. Раньше были петиции и прошения, ограниченные в основном вопросами здравоохранения, теперь начинался выход на политическую арену для изменения общественного строя в России, неспособного удовлетворить профессиональные вопросы врачебной корпорации.
Источники и литература
Злодеева Е.Б. Пироговское движение врачей России: истоки (2006 г.).
Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 годах. - М.: "Мысль", 1981. - С. 54.
Постановления IX Пироговского съезда (Санкт-Петербург, 3-11 января 1904 г.). - М., 1904.
Труды IX Пироговского съезда. - СПб., 1905.
Ушаков А.В. Революционное движение демократической интеллигенции в России. 1895-1904. - М.: "Мысль", ,1976. - С. 46-48.
Шидловский К.И. Сводка ходатайств Пироговского общества врачей перед правительственными учреждениями за 20 лет (1883-1903 гг.). М., 1904.