История профсоюзов

Айнзафт С. Первый этап профессионального движения в России (1905-07). Вып. 1

Большаков В.П. О том, чего не было

Большаков В.П. Что ты можешь противопоставить хозяину

Бухбиндер Н.А. Зубатовщина и рабочее движение в России

Вольский А. Умственный рабочий. - Междунар. Лит. Содр-во, 1968

Галили З. Лидеры меньшевиков в русской революции

Гарви П.А. Профсоюзы и кооперация после революции (1917-1921)

Дмитревский В.И. Пятницкий

Дойков Ю.В. А.А. Евдокимов: Судьба пророка в России

Железные люди железной дороги

Ионов И.Н. Профсоюзы рабочих Москвы в революции 1905-1907 гг.

Краткая история стачки текстильщиков Иваново-Кинешемской Промышленной Области

ЛИИЖТ на службе Родины. - Л., 1984

Магистраль имени Октября. - М., 1990

Никишин А. 20 лет азербайджанских горнорабочих. - Баку, 1926

Носач В.И. Профсоюзы России: драматические уроки. 1917-1921 гг.

Носач В.И., Зверева Н.Д. Расстрельные 30-е годы и профсоюзы.

Поспеловский Д.В. На путях к рабочему праву

Рабочие - предприниматели - власть в XX веке. Часть 2

Сивайкин Е.А. Молодёжная политика профсоюзов...

Станкевич И.П. Базовый семинар для рядовых и новых членов профсоюза

Че-Ка. Материалы по деятельности чрезвычайных комиссий

Чураков Д.О. Бунтующие пролетарии

Шулятиков В.М. Трэд-юнионистская опасность. - М., 1907

Pirani S. The Russian Revolution in Retreat, 1920-24


/ Главная / Архивохранилище / Библиотека / Исследования и публицистика / Магистраль имени Октября. - М., 1990

Приезд Ленина

2015-07-30

[…]

Во всё более обострявшейся обстановке политической борьбы 6 (19) апреля 1917 г[ода] в Петрограде в здании Городской думы на Невском проспекте открылась Всероссийская конференция железнодорожников служащих и рабочих. Актовый зал заполнили 212 делегатов, прибывших со всех железных дорог России, кроме Южной и Среднеазиатской. В первый же день стало ясно, что в этом зале, заполненном на одну четверть высшими чинами в блестящих мундирах и ещё на две четверти чиновниками в мундирах поскромнее, демократией и не пахнет. Полными хозяевами конференции были эсеро-меньшевики, действующие в контакте с представителями железнодорожной элиты. Около 50 делегатов-рабочих, большей частью не разобравшихся в том, «кто есть кто», оказались в изоляции. На конференции выступили крупнейшие эсеры В.М. Чернов, А.Ф. Керенский, будущий глава Временного правительства, и другие делегаты от соглашательских партий.

Представителем Временного правительства был министр путей сообщения Н.В. Некрасов.

Партия большевиков использовала трибуну конференции для пропаганды своего отношения к роли рабочего класса и крестьянства в революции, для разоблачения соглашательской политики эсеров и меньшевиков. С этой целью ЦК РСДРП (б) направил сюда И.А. Теодоровича, а Петроградский комитет большевистской партии — М.И. Калинина.

// (с. 93) «[…] Наступает социалистическая битва народов, — обращаясь к делегатам, говорил Теодорович. Назревают грандиозные события. Постарайтесь, чтобы они не застали нас спящими».

С большим вниманием слушали делегаты-рабочие и служащие из «низов» выступление М.И. Калинина, просто и доходчиво разъяснившего программу большевистской партии. В борьбе за свободу, сказал он, «железнодорожники принимали самое деятельное участие ещё в 1905 г[оду], когда они стояли в первых рядах восставшего народа. В настоящую революцию железнодорожники […] являются мощным резервом революционной армии, откуда будут черпаться новые силы революции».

Всероссийскую конференцию железнодорожных служащих и рабочих России приветствовали видный деятель французского и международного рабочего движения Марсель Кашен. Призвав железнодорожников не ослаблять революционных устремлений, он пожелал делегатам «счастливой работы, чтобы все решения послужили на благо трудящихся на железных дорогах».

Подавляющее большинство эсеро-меньшевиков, «высших» и «средних» взяли верх. После более чем двухнедельных заседаний конференция учредила буржуазно -чиновничий Всероссийский железнодорожный союз и целиком соглашательский Временный исполнительный комитет союза. Был принят устав, полностью покоившийся на принципах сохранения и укрепления установленных Временным правительством буржуазных порядков.

Конференция отклонила предложения рабочих и умеренных делегатов об увеличении заработной платы железнодорожников, записав в решении, что «железнодорожники готовы пока отказаться от справедливых своих требований» («пока»— это до полной победы на всех ещё полыхавших фронтах империалистической войны - ред[коллегия]). А созданная Временным комитетом специальная комиссия под председательством Г.В. Плеханова (который к тому времени стоял на правых позициях) уточнила, что «истощение финансовых средств государства (от той же войны, разумеется – ред[коллегия]) делает невозможным оказание помощи железнодорожным служащим и рабочим».

Между тем, железнодорожники, особенно в городах, в первую очередь в Петрограде, дошли до крайней степени нужды и обнищания. Из-за обесценивания рубля заработной платы хватало на считанные дни. Цены на продукты первой необходимости возросли в несколько раз. Среди железнодорожников начался голод. В бедственном положении оказались рабочие и служащие Николаевской, Северо-Западной, Мурманской дорог. С Московско-Виндаво-Рыбинской дороги сообщали в министерство путей сообщения, что «дальнейшее голодание грозит безопасности движения».

Последнюю точку над «и» поставил «новорождённый» Временный исполнительный комитет Всероссийского железнодорожного союза. Вместо того чтобы защищать интересы рядовых железнодорожников, он, угодливо выполняя указание министра путей сообщения Н.В. Некрасова, отправил на все железные дороги телеграмму (Николаевская получила её первой) о запрещении введения 8-часового рабочего дня, о котором так много говорилось на конференции. Так Всероссийский железнодорожный союз показал своё истинное отношение к нуждам рабочего класса.

[…]

История профсоюзов, 2016 г.