История профсоюзов

Айнзафт С. Первый этап профессионального движения в России (1905-07). Вып. 1

Большаков В.П. О том, чего не было

Большаков В.П. Что ты можешь противопоставить хозяину

Бухбиндер Н.А. Зубатовщина и рабочее движение в России

Вольский А. Умственный рабочий. - Междунар. Лит. Содр-во, 1968

Галили З. Лидеры меньшевиков в русской революции

Гарви П.А. Профсоюзы и кооперация после революции (1917-1921)

Дмитревский В.И. Пятницкий

Дойков Ю.В. А.А. Евдокимов: Судьба пророка в России

Железные люди железной дороги

Ионов И.Н. Профсоюзы рабочих Москвы в революции 1905-1907 гг.

Краткая история стачки текстильщиков Иваново-Кинешемской Промышленной Области

ЛИИЖТ на службе Родины. - Л., 1984

Магистраль имени Октября. - М., 1990

Никишин А. 20 лет азербайджанских горнорабочих. - Баку, 1926

Носач В.И. Профсоюзы России: драматические уроки. 1917-1921 гг.

Носач В.И., Зверева Н.Д. Расстрельные 30-е годы и профсоюзы.

Поспеловский Д.В. На путях к рабочему праву

Рабочие - предприниматели - власть в XX веке. Часть 2

Сивайкин Е.А. Молодёжная политика профсоюзов...

Станкевич И.П. Базовый семинар для рядовых и новых членов профсоюза

Че-Ка. Материалы по деятельности чрезвычайных комиссий

Чураков Д.О. Бунтующие пролетарии

Шулятиков В.М. Трэд-юнионистская опасность. - М., 1907

Pirani S. The Russian Revolution in Retreat, 1920-24


/ Главная / Архивохранилище / Библиотека / Исследования и публицистика / Никишин А. 20 лет азербайджанских горнорабочих. - Баку, 1926

Союз рабочих нефтяной промышленности и подсобных к ней производств. Этапы...

2015-04-21

Союз рабочих нефтяной промышленности и подсобных к ней производств. Этапы гражданской войны. Междувластие. Гибель 26-ти. Объединенный союз. Забастовка 1/V 1919 г.

Совет Рабочих Депутатов, перегруженный огромным количеством разных конфликтов и дел чисто экономического характера, считал необходимым разгрузить себя от этих дел, для чего он и выделил специальную комиссию по организации союза рабочих нефтяной промышленности и подсобных к ней производств, поручив ей дело по организации союза.

10-го апреля состоялось заседание этой комиссии в составе товарищей: Фиолетова, Басина, Пудовкина, Денисова, Грезина, Дьяконова и Джапаридзе, которое обсудило проект устава и вопросы о делегатских и общих собраниях.

Принято решение организовать делегатские собрания, с выборами от 25 человек - 1.

Учредительное собрание союза состоялось 14-го мая, к каковому времени союз уже насчитывал свыше 4-х тысяч человек.

На этом собрании было избрано Правление Союза, которое выделило президиум в следующем составе: Фиолетов - председатель союза, Денисов – тов[арищ] председателя, Варначев - казначей, Басин и Фролов, Спиридон - секретари.

С этого момента начинает развиваться более или менее успешно работа союза, созываются районные собрания, происходят выборы районных Правлений, производится запись в члены союза, избираются делегаты на предприятиях, завязывается связь с промыслово-заводскими комитетами. Союз принимает активное участие в разработке коллективного договора, обсуждает меры по смягчению безработицы, проводит культурно-просветительную работу, разрабатывает инструкции промыслово-заводским комитетам и т.п.

Запись в члены Союза шла хотя и успешно, но все-же недостаточно интенсивно; объясняется это тем обстоятельством, что рабочие проводили все свои мелкие требования через промыслово-заводские комитеты, а крупные, общего характера, через Совет Рабочих Депутатов, вследствие чего они плохо были осведомлены о задачах союза, о необходимости вступления в союз и его укрепления.

Поэтому союз принимал все меры к тому, чтобы руководить работой промыслово-заводских комитетов, связаться с ними, подчинить их своему влиянию, оформить их существование, как низовых союзных органов на предприятиях, вести через них воспитательную работу среди масс.

Совет Рабочих Депутатов, в свою очередь, принимал все меры к тому, чтобы организовать союз, дабы передать ему все вопросы экономического, правового характера, оставив себе общую политическую работу.

Работа Союза расширялась все больше и больше и к концу [19]18 года, к моменту падения Советской Власти в Баку, развернулась очень широко.

Союз с самого начала поднимал вопрос об объединении с Союзом нефтепромышленных служащих, но это удалось осуществить только в [19]19 году, когда союз нефтепромышленных рабочих влил в свой состав и служащих, и металлистов, и деревообделочников, и строителей.

Союз вел борьбу против бегства рабочих с промыслов, вызванного продовольственным кризисом, так как это бегство рабочих грозило тяжелыми последствиями для нефтяной промышленности.

Обстановка создавалась очень тяжелая. Финансовые затруднения, слабый приток денег из центра создают задержки в выплате заработной платы рабочим; продовольственный кризис, обострявшийся с каждым днем и вынуждавший рабочих по-одиночке и группами выезжать на Северный Кавказ и другие хлебные места за хлебом, - все это нервирует и будоражит рабочих, которые бьются над преодолением этих затруднений, создают контроль над банками и выдачей денег, организуют продовольственный комитет, отряды для борьбы с мешочниками и для проталкивания хлеба из Северного Кавказа и других мест в Баку.

Для преодоления этих затруднений, для некоторого смягчения как финансового кризиса, так и продовольственного, особенно большую, колоссальную, напряженную работу пришлось проделывать промыслово-заводским комитетам, которые и выносят на своих плечах всю тяжесть создавшейся обстановки. Промыслово-заводские комитеты выбиваются из сил для получения денег на жалованье рабочим, для распределения среди рабочих продовольствия и хлеба, сахара, мануфактуры и прочих ограниченных и взятых на учет запасов.

Тяжелое положение, в котором очутились бакинские рабочие, усугубляется к тому же провокацией со стороны буржуазно-бекской партии мусават[1], которая устраивает восстание в марте 1918 года, окончившееся полным крахом и поражением, так как бакинские рабочие, все, как один, сплотились вокруг Советов и дали дружный отпор всем зарвавшимся бекам, ханам и, вообще, буржуазии, пытавшейся свергнуть укрепляющуюся Советскую Власть.

В результате этого провокационного мартовского выступления мусаватистов рабочие еще теснее сплотились вокруг Совета Рабочих Депутатов, вокруг большевистской партии, и на заседании Совета большинством голосов постановили избрать Совет Народных Комиссаров из большевиков и левых эс-эров, исключив из него соглашательские партии.

Начинается творческая созидательная работа подлинной Советской Власти под руководством большевистской партии и ее испытанных вождей: Ст. Шаумяна, Алеши Джапаридзе, Азизбекова, Вани Фиолетова, П. Зевина и целого ряда других товарищей.

Буржуазия со скрежетом зубовным встретила Советскую Власть. Грузинские меньшевики, в лице Закавказского сейма, тоже повели решительную борьбу с Бакинской Коммуной, препятствуя доставке хлеба и продовольствия, подготовляя наступление турок на революционный, красный советский Баку.

Местные соглашатели, в лице Айолло, Садовских, Велунцев, Саакянов, Мелик-Елчиановых и иже присных с ними, также повели бешеную атаку на Совет народных Комиссаров и Советскую Власть, будируя рабочих и призывая их к свержению большевиков.

Эта провокация соглашателям долгое время не удается, и рабочие, несмотря на чрезвычайно тяжелое свое положение, на отсутствие хлеба, несмотря на то, что взамен этого хлеба - питаться приходится орешками, крепко стоят за Советскую власть и создают свою красную гвардию для борьбы с надвигающимися турецкими полчищами.

Рабочие отлично понимают, что приход турок в Баку означает конец Советской Власти, конец колдоговору, конец всем завоеваниям, что турки принесут с собой реставрацию буржуазной власти.

Но продовольственный кризис вплотную надвигается на Баку, подвоз продовольствия, несмотря на все героические усилия Совета Рабочих Депутатов и Совнаркома, с каждым днем сокращается, угроза голода вплотную нависает над бакинскими рабочими.

А господа соглашатели ведут свою предательскую, гнусную работу, затемняют рассудок рабочих лживыми утверждениями, что всему виной Совет Рабочих Депутатов и Совнарком, что рабочие должны пригласить англичан, которые спасут их от турецкого нашествия и привезут им продовольствие, накормят их и спасут от голода.

Партия дашнакцутюн в это время ведет предательскую, изменническую работу в сражающихся на фронте против турок армянских частях, разлагают их, деморализуют, призывают к уходу с фронта, обещая за это милость от турок.

Вся эта гнусная работа, проводимая общими усилиями всех соглашательских партий, поддержанная обещаниями англичан дать силы против турок и продовольствие для рабочих, сделала свое дело, и железные ряды бакинских рабочих начали колебаться, разлагаться и, наконец, дрогнули.

Бакинские рабочие, истощенные от голода, поддались на увещевания соглашателей и совершили великую измену делу рабочего класса: пошли на призыв соглашателей и решили на заседании Совета Рабочих Депутатов большинством, против 23-х голосов пригласить англичан в Баку. Англичан пригласили - и продали Советскую власть, потеряли ее.

На историческом заседании Бакинского Совета тов[арищ] С. Шаумян выступал от имени Совета Народных Комиссаров РСФСР и от имени большевистской партии с горячим, пламенным призывом к рабочим - не поддаваться на удочку жалкой провокации соглашателей, желающих пригласить англичан. Тов[арищ] С. Шаумян горячо призывал рабочих отстоять своими силами Баку от турок, обратиться за помощью к центральному советскому правительству, которое частично уже эту помощь бакинским рабочим оказало и обещало в ближайшее время оказать еще большую помощь присылкой отрядов Красной Гвардии, вооружением и деньгами.

Но ни пламенные убедительные речи тов[арища] С. Шаумяна, ни страстные призывы Алеши Джапаридзе не помогли, и Совет большинством 23-х голосов на радость и звериный вой собравшихся около совета лавочников и буржуазии принял резолюцию о приглашении англичан.

Долго ждали рабочие крупных отрядов английских войск, но не дождались, т. к. этих крупных сил у англичан не было; они привезли с собой сотню, другую сипаев, несколько обезьян, несколько ящиков шоколаду. Этим ограничилась их помощь военной силой и продовольствием. Само собой разумеется, что эти жалкие силы не могли оказать действительной помощи и приостановить наступление турок на Баку не могли накормить голодных рабочих.

Бакинские рабочие, не получив от англичан продовольствия, голодали по прежнему. Зато они видели, как менялись власти в Баку, и как все эти власти восстанавливали буржуазные порядки, наседая на рабочих.

Советская власть предателями-соглашателями была свергнута, а ей на смену пришла власть знаменитой диктатуры центрокаспия, которая за свое короткое существование сумела сделать величайшую подлость - арестовать руководителей и вождей бакинских рабочих и Советской власти, во главе с т.т.[2] Шаумяном, А. Джапаридзе, Азизбековым, Фиолетовым и др.

Власть центрокаспия, власть соглашателей была недолговечна; им не помогли англичане, и турки взяли город Баку, а предатели отправили арестованных руководителей в Красноводск.

Там эти предатели в диких пустынных степях Закаспия, вместе с английскими офицерами, по прямому приказу английских империалистов, 20 сентября 1918 года зверски убили 26 лучших из лучших представителей бакинского пролетариата, вдохновителей. Руководителей и вождей первой славной Бакинской Коммуны.

Не стало пламенных вождей, учителей и руководителей бакинских рабочих, десятки лет работавших среди них, воспитавших их и боровшихся с ними в первых рядах с царизмом и капитализмом. Не стало незабвенного Степана Георгиевича Шаумяна, неугомонного борца, любимца рабочих масс Алеши Джапаридзе, Мешади Азизбекова, первого председателя Совета Народного Хозяйства и национализированной нефтяной промышленности - Ванички Фиолетова, Комиссара Труда— П. Зевина, секретаря Союза - Басина, комиссара по военно-морским делам - тов[арища] Корганова[3], Костаняна и многих, многих других.

Турки недолго хозяйничали в городе и уступили опять свое место англичанам, которые создали мусаватское беко-ханское азербайджанское правительство, находившееся целиком и полностью во власти у английского империализма, стремившегося прочно засесть в нефтяном Баку и окончательно отторгнуть его от Советской России.

Началась дикая вакханалия и свистопляска мусавата, созданной им полиции, охранки и жандармерии, начались расправы нефтепромышленников с неугодными и непокорными рабочими.

Мусаватская полиция пыталась всячески разгромить рабочие организации, арестовывала вождей и руководителей профсоюзов, зорко следила за их деятельностью.

Рабочие на время растерялись, пораженные чудовищным предательством соглашателей и своим собственным черным делом, но потом быстро оправились и начали бешеную героическую борьбу с мусаватским правительством и промышленниками.

Профессиональный Союз нефтепромышленных рабочих снова появился на сцену, вобрал в себя родственные союзы: нефтепромышленных и конторских служащих, строительных рабочих, металлистов и деревообделочников и под наименованием «Объединенного Союза» начал энергичную, огромную работу, собирая и группируя вокруг себя рабочих, руководя их борьбой с нефтепромышленниками и мусаватским правительством, направляя эту борьбу по пути установления Советской власти, воссоединения с Советской Россией, истекающей кровью и героически отбивающейся от множества белых армий, внутренней контрреволюции и международного империализма.

Никакие репрессии мусаватского правительства, никакие угрозы полиции, ни аресты руководителей союза не могли остановить героической борьбы мазутной армии и ее штаба - Соединенного союза, который, как всегда, в своей борьбе шел под руководством большевистской коммунистической партии развившей энергичнейшую и успешную работу в рабочих массах[4].

Ведется упорная борьба с нефтепромышленниками за коллективный договор, поддерживается связь с Советской Россией, куда рабочие нелегально отправляют транспорты нефти и бензина, в которых так нуждалась Советская Россия.

Наконец, Союз и Коммунистическая Партия начинают вести кампанию среди рабочих за возможность вывоза нефти в Советскую Россию, против чего категорически возражают нефтепромышленники и мусаватское правительство.

Вокруг этой кампании ведется упорная борьба, организовываются рабочие массы и подготовляется всеобщая забастовка рабочих, которая объявляется 1-го мая 1919 года и которая проходит под лозунгом, разрешения вывоза нефти в Советскую Россию.

Бакинские рабочие все время с величайшим вниманием и напряжением следят за беспримерной в истории человечества героической борьбой рабочих и крестьян Советской России и созданной ими Красной Армии и ведут неустанную работу по установлению Советской власти в Азербайджане.

Наконец, начавшееся решительное наступление Красной Армии и разгром Деникина заставляют бакинских рабочих вести более решительные приготовления к свержению ненавистного мусаватского ига, и они под руководством Коммунистической Партии и Союза ведут лихорадочную работу по подготовке к выступлению.

Появление Красной Армии в Петровске и в Дербенте решает судьбу мусаватского правительства. Рабочие открыто готовятся к выступлению и посылают обращение к Красной Армии, с призывом оказать помощь восставшим бакинским рабочим.

27-го апреля 1920 года беко-ханское мусаватское правительство рушится, как карточный домик, и на его месте возникает красная Азербайджанская Советская Социалистическая Республика рабочих и крестьян.



[1]
Тюркская демократическая партия федералистов «Мусават». Её члены назывались мусаватистами. – В.Б.

[2] Сокращение слова «товарищами». – В.Б.

[3] В тексте «Карганова». – В.Б.

[4] В тексте «масс». – В.Б.

История профсоюзов, 2025 г.