
Между 8 и 24 августа 1915 года, предположительно санаторий Холменколлен под Христианией / современным Осло в Норвегии.
Слева направо: стоят Гуннхильда Хёглунд, Александра Коллонтай, Рут Нистрём, Александр Шляпников, сидят Ошен Олавсон (Eugène Olaussen) и Цет Хёглунд (Zeth Höglund).
Комментарий к фото: супружеская пара Шляпников--Коллонтай (а сторонница пролетарской «свободной любви» Коллонтай признавала себя женой!) на прогулке с «молодыми», как называли тогда радикальное левое крыло в шведской и норвежской социал-демократических рабочих партиях. «Шляпниковы» – большевики, а первый даже член ленинского ЦК и, в недалёком будущем, вождь Всероссийского союза рабочих металлистов. Потом оба они станут лидерами «рабочей оппозиции», в спорах с самим Лениным осмелятся защищать право профсоюзов на управление советской экономикой. И будут отставлены от публичной работы в СССР: Шляпникова выбросят из профсоюзов, Коллонтай – отстранят от руководства Женотделом ЦК и вышлют на дипломатическую работу в Норвегию.
Их друзья на фото тоже из ершистых ребят, искавших свой путь. После русской Революции 1917-го все сначала участвовали в расколе европейской социал-демократии и метнулись в коммунисты, Цет Хёглунд и вовсе возглавил Компартию Швеции. Но когда в Коминтерне обозначилась властная рука Кремля, Хёглунд вернулся к социал-демократам, где занимал до самой смерти крайне левую позицию, признав тем самым, что безопасней фрондировать здесь, чем против «красной» Москвы. Олавсон и вовсе ушёл к консерваторам, а после Второй мировой войны отсидел срок в норвежской тюрьме за сотрудничество с нацистами.