
Зима-весна 1907 года, Казань, Российская империя.
Это фото интересно тем, что оно зафиксировало начало профсоюзной карьеры Александра Ивановича Догадова (1-й секретарь ВЦСПС в 1929-1930 годах).
На нём - члены секретариата нелегального социал-демократического Центрального бюро профсоюзов Казани: Михаил Борисов (псевдоним Полянский, 18 лет, письмоводитель), Александр Догадов (псевдоним Гапон, 18 лет, рабочий-литейщик) и А. Любимов (псевдоним Панютин). Обратим внимание на совсем юный возраст «вождей» рабочего движения Казани, на их детский стаж в рабдвиже и, совпадающий с ним – в партии: Борисов член РСДРП с 1906 года, Догадов с 1905-го. И, наконец, на псевдоним Догадова – ГАПОН.
Для революционеров брать имена всяких героев и бунтарей, выдуманных и реальных, в качестве псевдонимов было обычным делом. Члены ленинского Большевистского центра В. Руднев и А. Малиновский приняли имена нигилистов, соответственно Базарова («Отцы и дети» Тургенева) и Рахметова («Что делать» Чернышевского). Профсоюзники Д. Гольдендах и П. Бронштейн стали Рязановым («Трудное время» Слепцова) и Чацким («Горе от ума» Грибоедова). В. Крохмаль подписывался в переписке с товарищами Эсфирью (ветхозаветной героиней, спасшей евреев от персидского геноцида), один из лидеров меньшевиков Ф. Гурвич известен историкам как Дан, библейский прародитель антихриста.
Наконец, член ЦК РСДРП В.Л. Шанцер превратился в героя Великой Французской революции Марата. А в Казани восторженный парень Сашка Догадов взял себе имя героя Русской революции Гапона.
Это потом Гапона ошельмуют, и Догадов будет стесняться своей клички. Но пока другие времена.