"Их (женщин) требования на сегодняшний день
как раз и заключаются в том,
чтобы быть признанными существующими
наравне с мужчинами..."
(Симона де Бовуар. "Второй пол")
|
|
Наступающий Международный день солидарности женщин в борьбе за свои права или Международный женский день, который отмечается 8 марта, признан Организацией Объединенных Наций и является национальным праздником во многих государствах. События, послужившие впоследствии основой для празднования этой даты, происходили почти полтора века назад.
8 марта 1857 года работницы швейных и текстильных предприятий Нью-Йорка организовали массовую акцию протеста. Они выступали против низких зарплат и плохих условий труда. Полиция атаковала демонстрантов и рассеяла их. Это была первая в новейшей истории чисто "женская" акция политического протеста. Два года спустя те же работницы пошли другим путем - они создали свой профсоюз, который должен был защищать их права.
В 1866 году Первый Конгресс Международного Союза Рабочих принял резолюцию, в которой впервые декларировалось, что место женщины не только дома. Союз требовал равноправия для работающих женщин, которых становилось все больше и больше в результате массового разорения крестьян и индустриальной революции.
100 лет назад, 8 марта 1908 года, 15 тысяч женщин прошли по улицам Нью-Йорка, требуя сокращения продолжительности рабочего дня, повышения зарплаты, предоставления им избирательных прав и запрета детского труда. Участницы марша использовали лозунг "Хлеба и Роз" (Bread and Roses), где хлеб символизировал экономическую безопасность, а розы - лучшее качество жизни. В мае того же года Социалистическая Партия Америки (Socialist Party of America) приняла решение отмечать Национальный Женский День в последнее воскресенье февраля, он был отпразднован в США 28 февраля 1909 года. Последнее воскресенье февраля оставалось официальным женским праздником до 1913 года.
8 марта 1910 года, на международной конференции социалистических организаций, состоявшейся в Копенгагене (Дания) по инициативе известной германской социалистки Клары Цеткин, 8 марта был объявлен Международным Женским Днем - в память о демонстрации работниц Нью-Йорка. Идею Цеткин поддержали более 100 делегатов-женщин, представлявших 17 государств, в том числе три первых женщины-парламентария, представлявших сейм Финляндии, которая в ту пору, как и Польша, входила в состав Российской империи на правах Великих княжеств.
В 1911 году этот праздник был отмечен в Австрии, Дании, Германии и Швейцарии, причем в нем приняли участие не только женщины, но и мужчины. На митингах и демонстрациях они требовали предоставления женщинам избирательных прав, права занимать государственные посты, права на труд и защиту от дискриминации.
Неделей позже (25 марта) в Нью-Йорке произошло трагическое событие. В цехе швейной компании Triangle Shirtwaist Company произошел пожар, в результате которого погибли более 140 работниц. По призыву женских профсоюзов похороны превратились в массовую акцию протеста. В результате в США были приняты новые правила, ужесточавшие контроль за безопасностью на рабочих местах, и новые формы трудовых контрактов, предусматривавшие большую ответственность работодателей.
В 1912 году женский праздник был впервые отпразднован во Франции, Нидерландах и Швеции, в 1915 году -в Испании и Китае.
Что предшествовало организованным выступлениям женщин? Обратимся к истории женского вопроса...
В различных культурах и цивилизациях прошлого женщины занимали самое разное положение. В одних они были не более чем собственностью своих отцов и мужей, в других пользовались значительной свободой, а их права защищались законом. Но и тогда мужчины обладали гораздо большими правами и считали себя выше женщин.
Первое решительное требование уравнять женщин в правах с мужчинами прозвучало только в конце XVIII столетия, когда возросшее благосостояние и общий социальный прогресс дали некоторым женщинам возможность получить образование. Французская революция 1789 года пробудила радикальные идеи во многих уголках Европы, а в Англии вдохновила Мэри Уолстонкраф на написание классического "Обоснования прав женщин"(1792г.). В XIX веке радикализм помалу добился многих своих целей. Однако к их числу не принадлежало политическое и половое равноправие женщин, в викторианскую эпоху женщину считали всего лишь "добрым ангелом мужчины", отводя ей традиционно роль жены, матери и хранительницы домашнего очага.
Кодекс Наполеона (1804 года) и буржуазные гражданские кодексы в других странах резко ограничивали гражданские права женщины, ставили ее в подчиненное мужчине положение в вопросах о семье, браке, разводе, родительской власти, имуществе.
Юридическое и фактическое бесправие женщины нашло теоретическое "обоснование" в трудах многих буржуазных авторов. По мнению французского философа О.Конта, сторонника так называемой биологической теории, весьма распространенной в буржуазной литературе, неравноправное положение женщины определялось "естественной слабостью женского организма". Общественного равенства между мужчиной и женщиной, как полагали буржуазные авторы, не могло быть; исключительное призвание женщины составляли семейные обязанности.
В конце XIX начале XX в. в Германии получила распространение буржуазно-мещанская "теория" трех "К" (немецкое - Kirche, Kuche, Kinder - церковь, кухня, дети), которыми по мнению приверженцев этой "теории" должен ограничиваться круг интересов женщины. Эта концепция была позднее воспринята фашистами.
Однако закономерности развития капиталистического общества, так же как и прогресс науки, техники и культуры, втягивающие женщин в производство, культурную и общественную жизнь общества, выявили несостоятельность подобных концепций. Социалист-утопист
Ш.Фурье показал, что "степень освобождения женщины есть мерило всякого освобождения в каждом данном обществе". В отличие от буржуазных защитников женского равноправия, социалисты-утописты - Сен-Симон, Оуэн, Фурье - понимали связь между угнетенным положением женщины и характером буржуазного общества: женская эмансипация являлась важным пунктом их планов переустройства общества.
Шаг за шагом, несмотря на все ограничения, некоторые женщины начали добиваться признания своих прав. Благодаря им, за всеми женщинами был признан ряд важных юридических прав, в первую очередь права на своих малолетних детей и владение собственным имуществом. И хотя двери Оксфорда и Кембриджа для них по-прежнему были крепко заперты, они создавали собственные колледжи. Элизабет Блэкуэлл в США и Элизабет Гарретт Андерсон в Великобритании стали, несмотря на все преграды, дипломированными врачами. Во время Крымской войны Флоренс Найтингейл превратила уход за больными и ранеными в профессию, требовавшую высокой квалификации. Ирония, однако, была в том, что пока все эти незаурядные женщины сражались за право на труд (а значит, и средства на свободу, независимость и самоуважение), тысячи женщин из бедных слоев трудились в ужасных условиях на шахтах и фабриках только для того, чтобы выжить. Здесь все были равны в нищете.
Женщины-реформаторы и сочувствующие им представители сильного пола все больше убеждались в том, что избирательное право -"suffrage" -имеет первостепенное значение и служит ключом к дальнейшему прогрессу. В середине XIX века в Великобритании и США начались кампании борьбы за избирательные права, которые приобрели сторонников, но почти не добились успеха в борьбе с традиционными взглядами общества. Одним из самых ярых противников права голоса для женщин в Великобритании была сама королева Виктория.
Потребности производства, а также развитие демократического женского движения содействовали определенному прогрессу в законодательстве о женском образовании и женском труде, а также некоторому общему улучшению правового положения женщины. В Великобритании в 1847 году был издан закон об ограничении 10 часами рабочего дня для женщин. Женщинам стал открываться доступ в профсоюзы (конгресс тред-юнионов принципиально решил этот вопрос в 1889 году). Стали создаваться женские средние школы, первоначально исключительно для девушек из состоятельных семей. Во второй половине XIX века женщинам в Великобритании был открыт доступ к профессии учительницы, а позднее - и к другим профессиям. В 1858 году женщины получили право развода (но до 1938 года женщина имела меньше прав, чем мужчина, в вопросах развода), в 1870 - 1900 годах - ряд уступок в области гражданского права. Женщины-налогоплательщицы получили в 1869 году ограниченное право участия в муниципальных выборах.
Во Франции женские лицеи были открыты по закону 1880 года, а первый закон, регулирующий условия женского труда, был принят в 1892 году. Закон устанавливал 11-часовой максимальный рабочий день. В 1904 году рабочий день для женщин Франции был сокращен до 10 часов.
В 1848 году замужние женщины получили в США право иметь собственность. Но законодательное ограничение рабочего дня женщин было впервые введено только в 1874 году в штате Массачусетс. С 1880 года женщин начали принимать в "мужские" профсоюзы.
В 1900 году женщины Германии добились права поступления в вузы для занятия научной деятельностью (в Бадене - с 1901 года, Баварии - с 1903 года и далее по всей Германии). В 1920 году преподаватели - женщины получили право защиты диссертаций. Так было защищено 10000 диссертаций, но только 54 женщины получили степень доцента, 24 - звание профессора и 2 человека - кафедру. Это были Маргарете Вранглер (ботаник) и Матильде Ветинг (педагог). В 1922 году женщинам было разрешено работать юристами, судьями. Возросло число преподавателей-женщин и женщин - директоров школ, училищ.
Немногие свободные от предрассудков государства (Новая Зеландия, Австралия, Финляндия, Норвегия) предоставили женщинам право голоса еще до Первой мировой войны.
В царской России женщины были лишены избирательных прав в Государственную думу, а также в органы местного самоуправления. Несмотря на распространенность женского труда в России, до 80-х годов XIX века совершенно отсутствовало законодательство по его охране. Рабочий день в отраслях производства, где преобладал женский труд, был длиннее, чем в отраслях, где были заняты мужчины. Действовавшие в России законы ставили женщину в подчиненное положение в семье. Февральская революция 1917 года предоставила женщинам избирательное право, сохранив их неравенство в области гражданских прав.
В первые же месяцы своего существования советская власть отменила все законы, закреплявшие, неравенство женщин. Постановление об образовании рабочего и крестьянского правительства, принятое вторым Всероссийским съездом Советов 7 - 9 ноября 1917 года, предусматривало участие организаций работниц в управлении государством. Политическое равноправие женщин было закреплено в первой советской Конституции 1918 года. Рядом актов 1917-1918 годов советская власть полностью уравняла женщину с мужчиной в трудовом праве, правах гражданских, семейно-брачных, в области образования, приняла меры по охране женского труда, материнства и младенчества, закрепила принцип равной оплаты за равный труд.
Многие страны последовали примеру России. Избирательное право замужним женщинам Великобритании, женщинам - съемщицам квартир и обладательницам университетских дипломов в возрасте старше 30 лет, было предоставлено в 1918 году, но только в 1928 году право участвовать в выборах получили все женщины, достигшие 21 года.
В 1920 году вступила в силу 19-я поправка к конституции США о недопустимости ограничения избирательных прав для женщин.
Вносившиеся во Франции с 1848 года законопроекты об избирательном праве для женщин не имели успеха в " течение почти 100 лет. Лишь в 1944 году французским женщинам было предоставлено избирательное право.
В Германии избирательное право было впервые предоставлено женщинам Веймарской конституцией 1919 года. Однако приход гитлеровцев к власти в 1933 году повлек за собой лишение женщин тех политических и социальных завоеваний, которых они добились в ходе длительной и упорной борьбы.
Придя к власти в Германии национал-социалисты начали проводить политику ограничения для лиц женского пола при поступлении в высшие учебные заведения, запрета ряда неженских профессий и вытеснения женщин с руководящих постов. Представления национал-социалистов о женском образовании и воспитании носили ограниченный характер. Они считали, что удел женщины - быть женой, матерью и заниматься благотворительной деятельностью. Во время Второй мировой войны дискриминационные постановления в Германии были преданы забвению, так как женщины работали вместо ушедших на фронт мужчин...
В 1945 году после окончания второй мировой войны международное сообщество впервые официально признало равенство полов в подписанной сразу после окончания войны Хартии ООН. В 1977 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, призвавшую отмечать Международный День Прав Женщины и Мира во Всем Мире. При этом день 8 марта не был указан - каждая страна должна была назначить свою дату этого праздника, выбрав ее в соответствии со своими национальными традициями.
Говоря сегодня о праздновании Международного Женского Дня, мы понимаем, что во многом это событие стало возможным благодаря профсоюзам и солидаризации женщин всего мира.
И, конечно же, благодаря русским женщинам...
А начиналось все в 50-х годах XIX века, когда ряд передовых русских интеллигентов ознакомился с развернувшимися на Западе дебатами о женском равноправии. Н.И.Пирогов стал одним из первых людей, поднявших тему женского равноправия, его неопубликованная работа "Идеал женщины" ходила в рукописных списках и зачитывалась до дыр.
Вторая половина XIX века в России была связана с попытками общества обеспечить женщин возможностями профессиональной занятости, а через нее - экономической независимостью, а также борьбой за доступ женщин к высшему образованию.
Создание в 1859 году "Общества доставления дешевых квартир и других пособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга" было идеей трех женщин: М.В.Трубниковой, А.П.Философовой и В.Н. Ростовцевой. В том же году начало действовать "Общество для оказания материальной помощи беднейшему населению", инициированное М.В.Трубниковой, А.П.Философовой и Н.В. Стасовой, которых стали именовать "феминистским триумвиратом".
В 1861 году в России отменили крепостное право, и А.П. Философова подготовила документы для открытия в столице первой женской трудовой ассоциации - "Общества женского труда", которое начало действовать с 1862 года. Возникли первые женские артели: переплетные - В.И. Печаткиной и В.А. Иностранцевой в Петербурге, швейная - сестер Ивановых в Москве, связанные с революционными организациями.
В 1863 году в столице России М.В. Трубникова и Н.В.Стасова учредили женскую издательскую артель. Как событие было воспринято появление А.Н.Энгельгардт, жены известного химика и агронома, за прилавком книжного магазина Н.А.Серно-Соловьевича. Отдельные женщины из мелкодворянской и разночинной среды становятся переводчицами, переплетчицами, наборщицами, возрастает их роль в журналистике. С 1864 года в Петербурге открыл двери первый магазин женских рукоделий, принадлежавший женщине и дававший женщинам работу в качестве продавщиц; торговавший швейными инструментами и готовой продукцией (при магазине была открыта и мастерская, где можно было обучиться навыкам шитья).
Участие в общественном труде создавало условия для экономической самостоятельности женщины из интеллигенции. Стремление освободиться от опеки мужа, при сложности расторжения церковного брака, привело к росту гражданских браков. С середины 1860-х гг. получили распространение фиктивные браки, имевшие целью освобождение от родительской опеки. Большое значение для освобождения женщины от семейного гнета имели общежития-коммуны, самой известной из которых была Знаменская коммуна В.А.Слепцова в Петербурге.
Вдохновленная просветительскими идеями, русская разночинная интеллигенция старалась представить право на образование в качестве отправной точки любой эмансипации, в том числе и женской. Не случайно открытие в Петербурге в 1859 году первой воскресной школы для женщин, организованной на квартире М.С.Шпилевской, представлялось как вклад в дело женского освобождения. Российская столица дала пример Перми, Харькову, а с 1862 года - Киеву, Казани, Одессе и иным городам. Однако центральным вопросом оставался вопрос о доступе женщин именно к высшему образованию. Девушки проникали на занятия в университеты, создавали кружки, в которых читались лекции по естествознанию, медицине. Самые последовательные и юридически подготовленные добивались открытия негосударственных женских курсов. В 1867 году по инициативе М.В.Трубниковой, Н.В.Стасовой, Е.И.Конради и других - 100 женщин дворянского звания подписали петицию на имя ректора Петербургского университета с просьбой разрешить им посещение лекций. Одновременно в адрес Первого съезда естествоиспытателей России была подана петиция с просьбой поддержать идею основания Высших женских курсов. И ректор, и съезд выразили сочувствие женщинам, но инициативы их не поддержали.
В течение следующих трех лет та же инициативная группа составляла все новые и новые прошения, и, наконец, с 1869 года начали работу Лубянские курсы в Москве, готовившие учительниц; с 1870 года - Владимирские курсы в Петербурге (распорядительницей которых была - Н.В.Стасова), поддерживаемые благотворительными сборами. В 1872 году в Петербурге были открыты врачебно-акушерские курсы для женщин при Военно-медицинской академии, а в Москве - Высшие женские курсы В.И.Герье. В 1878 году в Петербурге открылись самые известные из женских курсов - Бестужевские, названные так по имени профессора-историка К.Н.Бестужева-Рюмина. Завершать же свое образование женщинам приходилось за рубежом - прежде всего в Германии и Цюрихе (в последнем, из 1200 иностранных студенток в 1860 -1900 гг. более 700 составляли русские). В западных университетах происходило постоянное соприкосновение российских "равноправок" с идеями западного феминизма.
Однако особенностью, отличавшей русских деятельниц женского движения, являлось не противопоставление их себя мужчинам. Они полагали необходимым использовать в своих целях общественные структуры и движения, инициированные и созданные мужчинами. Иным - по сравнению с Западом - было и благотворительное направление российского женского движения. "Целесообразнейшая, единственно рациональная форма благотворительности должна состоять в предоставлении нуждающимся оплачиваемого труда, а не в милости, не в дармовой помощи", - утверждал созданный в 1900 году журнал "Женское дело". Если в Германии, Франции и Финляндии благотворительные организации занимались более обучением женщин тому, как им стать лучшими матерями, женами, домохозяйками, как содержать в чистоте жилище, то в России благотворительницы относились к женщинам, как к самостоятельным труженицам, которые должны были рассчитывать на собственные силы. Такие формы благотворительности приносили их инициаторам опыт лидерства и повышение самооценки. Российских активисток женского движения отличало наличие связи с революционно-демократическим движением. Женщины-"шестидесятницы" - Н. Корсини, Н. Суслова, М. Богданова, М.Трубникова, Н.Стасова - были не столько революционерками, сколько создательницами полулегальных предприятий, но в те годы уже одно это приобщало к освободительному движению. "Семидесятницы" - С.Перовская, В.Засулич, В.Фигнер - оказались уже связанными с радикальной ветвью российской освободительной борьбы. Восемнадцать женщин входило в состав "Земли и воли".
Русские революционные демократы XIX века сделали еще один шаг вперед - они отметили исключительную важность вовлечения женщины в общественную жизнь и призвали ее к активной революционной борьбе.
Наиболее ярким защитником раскрепощения женщины среди русских революционеров-демократов был Н.Г. Чернышевский, в романе которого "Что делать?" выведен образ женщины, вырвавшейся из узкого семейного круга и завоевавшей себе право на независимое существование и активную общественную деятельность. Путь к освобождению, намеченный в романе, отчасти был утопичен.
Большой вклад в решение женского вопроса внесли К.Маркс и Ф.Энгельс, заявив о необходимости "уничтожения капиталистической эксплуатации" для освобождения женщины. Основанные на их идеях решения 1-го Интернационала об охране труда работниц, а чуть позже речь К.Цеткин на Международном объединительном конгрессе социалистов в 1889 году провозглашали пролетарское женское движение неотъемлемой частью всей революционной борьбы пролетариата.
Российская социал-демократическая рабочая партия уделяла большое значение женскому вопросу, считая, однако, что у трудящихся женщин нет задач, отличающихся от задач пролетариата. Программа РСДРП, принятая на втором съезде в 1903 году, требовала полного юридического и политического равноправия женщин, запрещения женского труда в отраслях хозяйства, вредных для женщин, охраны материнства и детства. В 1901 году Н.Крупская написала брошюру "Женщина-работница", в которой поддержала идеи социал-демократов.
Революционная волна 1905 года подняла женщин, выступавших ранее лишь за доступ к высшему образованию и профессиональному труду, на борьбу за гражданские и политические права. В январе 1905 года около 30 петербургских женщин либеральных взглядов объявили о создании всероссийского "Союза равноправия женщин" (СРЖ), который действовал до 1908 года. Весной 1905 года они провели первый в российской истории митинг в защиту женских политических прав.
К активному вовлечению женщин в свои ряды стремились и возникшие в годы революции 1905-1907 годов профсоюзы России. Во многих организациях были созданы специальные комиссии по агитации и пропаганде среди работниц, поскольку от степени их участия в рабочем и профессиональном движении во многом зависел успех экономической борьбы в целом. Чтобы облегчить женщинам вступление в профсоюз, некоторые организации (Петербургский союз металлистов, например) значительно снижали для них размер членских взносов.
100 лет назад, в 1908 году, в Петербурге состоялся первый Всероссийский женский съезд. При Петербургском союзе текстильщиков была образована комиссия по подготовке к съезду, в которую вошли представители профсоюзов и рабочих клубов. В начале декабря Петербургское центральное бюро профсоюзов приняло Обращение ко всем работницам города с призывом объединиться в профсоюзы и избрать своих делегатов на съезд. Съезд проходил семь дней и собрал более тысячи участниц.
Депутатками съезда преимущественно являлись петербурженки, но были представлены и регионы России. Большинство - из российской разночинной интеллигенции, частично - из торгово-промышленной буржуазии. Представительниц высших аристократических кругов, как и низших сословий - работниц, насчитывались единицы. Крестьянки совсем отсутствовали. Средний возраст проходил по категории "свыше 30 лет" - 3/4 участниц; замужние и вдовы составляли 2/3, большинство имело высшее и среднее образование - 84%. Так же были представлены сведения о мужьях - это были медики, адвокаты, педагоги, инженеры, служащие.
Одной из "организаторш" съезда была Анна Николаевна Шабанова - председательница "Русского женского взаимно-благотворительного общества". Выступая на съезде, она отметила две важные стоящие перед женщинами России задачи: содействовать объединению женщин для завоевания политических, гражданских и экономических прав и представить российскому обществу возможно более полную картину их деятельности в общественной, просветительской и научной сферах.
10 декабря 1908 года съезд торжественно открылся в Александровском зале Городской думы. С первых слов выступающие нарушили предписание Министерства внутренних дел - не касаться темы политических прав женщин - "...может быть от нас не далеко то время, когда мы войдем равноправными членами не только в эту думу... но и в Думу Государственную", - заявила А.П.Философова. Шабанова развивала тему единения женщин всех классов - "женское движение ... одноидейно для всех женщин", оно - "единственное средство для того, что бы женщина сделалась реальною силою в обществе".
Соблюдая принципы внепартийности и внесословности, право выступить на открытии съезда было предоставлено потомственной дворянке и кадетке А.В.Тырковой и работнице В.И.Волковой. Были заслушаны многочисленные приветствия от российских и зарубежных женских организаций, думских фракций, партий, союзов.
Это был своеобразный политический женский бомонд. От эсеров на нем присутствовала легендарная Мария Спиридонова, от социал-демократов - Александра Коллонтай, от кадетов - Ариадна Тыркова.
Все они были дочерьми своего века, теми "новыми женщинами", феномен появления которых осмысливала и продолжает осмысливать общественность. Они определялись не по скромному шерстяному платью и минимизации личных потребностей, что было принципиальной позицией некоторых из них, но по активности, самостоятельности, независимости, уверенности в собственных действиях.
Пресса всех политических течений внимательно следила за небывалым для страны явлением - женским съездом, помещая пространные отчеты о его заседаниях в официальных "Санкт-Петербургских ведомостях", черносотенных "Новом времени" и "Русском знамени", кадетской "Речи" и "Русских ведомостях", октябристском "Голосе Москвы". Даже зарубежный орган большевиков - "Социал-демократ" - поместил свои отклики.
На съезде развернулась борьба между тремя структурно организованными политическими силами - кадетками, социалдемократками и феминистками. Если первые хотели усилить влияние своей партии на российское женское движение, то вторые пытались объявить съезд буржуазным и тем самым не допустить влияния российских "равноправок" на "женский резерв пролетариата". Устроительницы съезда - феминистки - пытались решить организационные, идеологические проблемы женского движения - найти общие точки соприкосновения женщин всех "классов, сословий и состояний", объединить все женское движение - широкое и пестрое.
В принятой резолюции было сказано: "Съезд ставит женщинам великою целью добывание этих прав, как главного орудия для полного раскрепощения и освобождения женской личности".
Правда, самые прозорливые из участниц съезда уже тогда понимали, что достижение политических прав - это только начало - "задачи современной женщины не исчерпываются равенством прав". Политическая резолюция съезда определила место российского женского движения, российского феминизма в лагере демократических сил.
Это событие и по сей день является уникальным в истории России. Съезд явился свидетельством зрелости российского женского движения начала XX века, помог ему организационно оформиться, обеспечить женщинам право на доступ к высшему образованию, получение избирательных прав и возможности для реализации других социальных и основных гражданских прав.
Резонанс съезда был огромным. Первый Всероссийский женский съезд презентовал новую, вполне жизнеспособную политическую силу - общероссийское женское движение. Реакция политиков, высказывания прессы были самые разные: от восторженных до уничижительных. Лидер черносотенцев В.М.Пуришкевич послал личные письма оскорбительного содержания А.П.Философовой, М.И.Покровской, А.Н. Шабановой. Философова подала в суд и выиграла его, что еще раз подтвердило вывод "организаторш" съезда, что "общественное воззрение на женщину изменилось". Пуришкевич был вынужден принести извинения под язвительный комментарий "женской прессы", освещавшей судебный процесс.
В 1917 году А.Н.Шабанова добилась исполнения решения о создании общероссийской национальной женской организации и зарегистрировала Всероссийский женский совет, но исторически этой организации времени отпущено не было. Результатом явилось объявление Российским Временным Правительством всеобщего равного избирательного права без ограничений по признаку пола.
Первый Всероссийский женский съезд был первым съездом, но не последним. За ним последовали Первый Всероссийский съезд по борьбе с торгом женщинами - Петербург, 1910 год, Первый Всероссийский съезд по образованию женщин - Петербург, 1912 год. Второй Всероссийский женский съезд, проведение которого было намечено на 1913 год в Москве, не состоялся...
В 1910-1914 годах на фоне оживления в стране рабочего и стачечного движения выросла численность профессиональных союзов, укреплялся их авторитет среди трудовых людей. Немалую роль в этом сыграли профсоюзные активистки. При их активном участии в 1913 году в России впервые был отпразднован Международный Женский День. Все это способствовало вступлению в профсоюзы новых тружениц. Если в 1912 году в петербургских профсоюзах было только 6 процентов женщин, а в провинциальных городах и того меньше, то уже через год работницы стали избираться в состав правлений, в некоторых профобъединениях образовывались специальные женские комиссии. В 1917 году день 8 марта стал одним из поводов для Февральской революции - женщины выступили с лозунгом "хлеба и мира" (по юлианскому календарю это было 23 февраля, по грегорианскому - 8 марта), их поддержали солдаты Питерского гарнизона, а через несколько дней император Николай Второй отрекся от престола.
В первые годы советской власти профсоюзные активистки работали в кружках и школах по ликвидации неграмотности, в учреждениях - по воспитанию детей, особенно беспризорных.
С каждым годом количество женщин в профсоюзах росло. В 1922 году их насчитывалось около 1,5 миллиона, что составляло 33,6% от общего числа их членов. Однако даже в тех отраслях, где они составляли большинство, лишь немногие из них занимали в профсоюзах выборные должности.
В октябре 1927, состоялся второй Всесоюзный съезд работниц и крестьянок. В 1931 года было проведено Всесоюзное совещание по женскому труду. Коллективизация сельского хозяйства вызвала подъем женского движения в деревне. Организовывались делегатские собрания колхозниц, проводились женские производственные совещания при сельсоветах и колхозах. В 1933 -возникло движение жен-общественниц за культуру на производстве и в быту, способствовавшее привлечению к активной общественной и производственной деятельности значительного числа женщин - домашних хозяек. Одним из видов женской активности в 30-е гг. было овладение мужскими специальностями (трактористки П. Н. Ангелина, П. Н. Кавардак, железнодорожница-машинист 3. П. Троицкая и др.). По инициативе В. С. Хетагуровой советские девушки ("хетагуровки") стали активно участвовать в освоении Дальнего Востока. В 1936 - состоялись Всесоюзные совещания жен хозяйственников и инженерно-технических работников тяжелой промышленности и жен командирского состава Красной Армии. Трудовые достижения женщин создали основу для выдвижения их на руководящие посты в хозяйственной и общественной жизни. Если в 1930 году среди директоров промышленных предприятий, их заместителей и помощников был всего один процент женщин, то в 1934 году - уже около 10 процентов. За 1928-1933 годы втрое увеличилось число женщин среди ответственных работников областных комитетов профсоюзов. В 1937 году среди председателей центральных комитетов профсоюзов женщин было 14 процентов.
В предвоенные годы советские женщины активно включились в международное женское движение. В 1934 советские женщины приняли участие во Всемирном конгрессе женщин против войны и фашизма. Одним из организаторов этого конгресса была Е.Д.Стасова. Конгресс создал Международный женский комитет.
В дни Великой Отечественной войны миллионы советских женщин заменили в народном хозяйстве ушедших на фронт мужчин. Более одного миллиона колхозниц овладело профессиями трактористов, комбайнеров, механиков, свыше двухсот тысяч женщин стали бригадирами и председателями колхозов. Свыше одного миллиона женщин приняло непосредственное участие в боях с фашистскими захватчиками на фронте и в партизанских отрядах. 7 сентября 1941 - в Москве состоялся первый Антифашистский женский митинг, принявший обращение "К женщинам всего мира!", призывавшее к усилению борьбы с фашизмом и созданию единого фронта борьбы против гитлеризма. В сентябре 1941 г. был создан Антифашистский комитет советских женщин. 10 мая 1942 г. был проведен второй Антифашистский женский митинг (Всесоюзный митинг женщин - участниц Отечественной войны), который принял обращения "К женщинам всего мира" и "От женщин Москвы - к женщинам Лондона".
Советские женщины даже в военный период по мере возможности продолжали образование и обучали оставшихся в тылу. Создавались "народные", "тайные" и "лесные" школы.
В послевоенные годы, в конце 50 -начале 60-х гг., для руководства работой среди женщин стали возникать женские советы на предприятиях, в учреждениях, колхозах и совхозах. Советским обществом сознательно воспитывалось уважение к женщине как к равноправному и деятельному гражданину социалистического государства. Женщины (53,9% населения СССР в начале 1971 года) составляли в 1970 году 51% численности рабочих и служащих, занятых в народном хозяйстве страны (для сравнения - 24% в 1928), 48% работников, занятых в промышленности. Среди специалистов с высшим и средним специальным образованием в 1968 г. было 58% женщин, причем число их возросло по сравнению с 1928 г. в 58 раз. 31 % инженеров, 38% техников, 72% врачей (до революции 10%), 69% педагогов и культурно-просветительских работников, 39% научных работников - женщины (1968). Среди избранных 14 июня 1970 г. депутатов Верховного Совета СССР 8-го созыва 463 женщины (30,5%; среди депутатов Верховного Совета 1-го созыва, избранного в 1937, их было 16,5%). Научно-технический прогресс содействовал освобождению женщин от домашнего труда и их активному вовлечению в производство.
70-е годы характеризовались широко развернувшейся в трудовых коллективах борьбой за выполнение и перевыполнение пятилетних планов. Профсоюзы организовывали массовое, охватившее миллионы трудящихся, социалистическое соревнование. Несколько сот женщин-передовиков труда удостоились высокого звания "Герой Социалистического Труда".
В первой половине 80-х годов профсоюзы достигли наиболее значимых серьезных социальных завоеваний. Они добились заметных успехов в решении вопросов повышения заработной платы, сокращения рабочего дня, улучшения условий и охраны труда, санаторно-курортного обслуживания трудящихся. Именно в эти годы на руководящие посты в профсоюзах пришло много энергичных, компетентных, обладающих большим опытом работы женщин-лидеров.
Возрождение профсоюзов России в 90-х годах прошлого века проходило в период реформ, связанный с жестокой борьбой за собственность, ключевые посты во власти и высокооплачиваемые рабочие места, с изменением уровня понимания обществом равноценности мужчин и женщин. Официальная статистика подтвердила снижение позиций женщин в экономике страны, на рынке труда, а также их возможностей влиять на принятие решений.
Толчок активизации женского движения в профсоюзах дала IV Всемирная конференция по положению женщин, прошедшая в 1995 году. Эта конференция дала старт возрождению женских комиссий и советов во всех профсоюзных структурах.
Началось формирование Международной Женской Сети. В ноябре 1997 года в Гданьске (Польша) состоялась Учредительная ассамблея Женской профсоюзной сети Международной Конфедерации Свободных Профсоюзов (МКСП) Центральной и Восточной Европы, которая объединила 12 женских групп членских организаций и организаций - партнеров МКСП. В период с 1999 по 2001 годы численность этой структуры возросла еще на 10 новых групп, в том числе за счет ФНПР, ВКТ и КТР. С ноября 2002 года в рамках Сети активно действовали 30 групп по женским вопросам от 31 профсоюзной конфедерации из 20 стран. Сейчас Сеть . объединяет почти 50 профсоюзных женских структур из 27 стран, которые поделены на 6 субрегионов.
Отмечая в ноябре 2007 года 10-ю годовщину этой организации, включающей в себя 30 миллионов женщин Восточной Европы и тысячи профсоюзных активисток, координатор региона Ясна Петрович напомнила, что 8 лет назад Сеть имела только 43,6% членов профсоюзов среди женщин, а сегодня профсоюзное членство женщин в среднем по региону составляет 52,9%. В числе главных достижений женского движения в регионе - основание ежегодной Женской Школы, объединение Женской Сети МКСП и ВКТ и работа по созданию Женского комитета Всеевропейского Регионального Совета, проводимая в настоящее время. В 2007 году Федерация Независимых профсоюзов России определена одним из субрегиональных координаторов Женской Сети.
В 2000 году была создана Постоянная комиссия Генерального Совета ФНПР по гендерному равенству, в состав которой вошли как женщины, так и мужчины, началось формирование постоянных комиссий по гендерному равенству членских организаций ФНПР. В 2001 году Федерация Независимых Профсоюзов России приняла Концепцию гендерной политики, а IV съезд . ФНПР - резолюцию "О равенстве прав и возможностей женщин и мужчин".
На основе результатов международного (российско-канадского) проекта были разработаны рекомендации по внедрению гендерного подхода в коллективно-договорной процесс.
Многие женщины - лидеры профсоюзного движения общероссийских профсоюзов, в числе которых Е.В.Есенина, Г.И. Меркулова, Т.И.Соснина; руководители территориальных профобъединений - Т.П.Водопьянова, Р.А.Гутиева, В.В.Кабанова, О.Н.Цветкова, О.М.Чумакова активно участвовали в реализации таких международных проектов, как "Женщины за здоровье", "Профсоюзы - женщинам, женщины - профсоюзам". Целенаправленная работа российских профсоюзов по достижению гендерного равенства была отмечена международным сообществом - Федерация Независимых Профсоюзов России получила статус наблюдателя в Комиссии по положению женщин Организации Объединенных Наций. Заместитель Председателя ФНПР Т.Л.Фролова входит в состав Женского комитета Международной конфедерации профсоюзов (МКП).
Российские профсоюзы поставили для себя следующую цель: обеспечить сбалансированное представительство мужчин и женщин в руководящих профсоюзных органах. Результатом этой работы явилось избрание делегатами VI съезда ФНПР 37% женщин.
VI съезд ФНПР выработал стратегию дальнейшего развития реального равноправия мужчин и женщин для обеспечения оздоровления общества в целом, повышения заработной платы, уменьшения социального расслоения, увеличения продолжительности жизни, внедрения гендерного подхода в экономическую и социальную политику.
Постоянная комиссия Генерального Совета ФНПР по гендерному равенству активно взаимодействует с органами государственной власти и неправительственными женскими организациями, российскими и международными объединениями по вопросам изучения положения женщин на рынке труда, соблюдения законодательства по отношению к женщинам; в реализации социальных гарантий для лиц с семейными обязанностями. Это способствует возрастанию роли профсоюзов в решении вопросов равенства, укрепляет их позицию при заключении Генерального, тарифных соглашений, коллективных договоров.
Результаты совместного проекта российских профсоюзов, Международной организации труда и Международной конфедерации профсоюзов "Дискриминация женщин на рабочем месте" позволили определить специфику ген-дерных проблем традиционно "женских" отраслей экономики и подготовили основу для проведения гендерного анализа профсоюзных решений.
С 2007 года Федерация Независимых Профсоюзов России начала проведение гендерных аудитов в рамках совместного с Международной организацией труда проекта 'Гендерный аудит в профсоюзах России", выявляя положительный опыт профсоюзных организаций в реализации гендерной политики ФНПР. Аудиты позволили оценить эффективность работы постоянных комиссий по гендерному равенству и сформулировать рекомендации для всех участников социального диалога по дальнейшему совершенствованию гендерной составляющей социального партнерства.
Вопросы гендерного равенства по-прежнему остаются актуальными для российского общества. По результатам проведенного Федерацией Независимых Профсоюзов России в 2007 году социологического исследования 92% респондентов высказали мнение о существовании гендерного неравенства в сфере труда. При этом они указали, что наиболее резко оно проявляется в трудовой сфере, то есть при приеме на работу, в вопросах оплаты труда и карьерного роста. Исследование показало и наличие специфических "мужских" проблем, таких как резкое снижение продолжительности жизни, занятость на рабочих местах с худшими условиями труда, большие риски травматизма. Задачей постоянных комиссий по гендерному равенству, таким образом, является рассмотрение вопросов равенства с учетом интересов, как женщин, так и мужчин, исходя из их реального положения в современных экономических условиях.
По данным Росстата, в настоящее время в экономике России занято 49% женщин и 51% мужчин. Ситуация на российском рынке труда имеет для женщин ряд положительных моментов: это высокий уровень занятости женщин, в том числе в индустриальном секторе и секторе услуг; высокий уровень образования женщин, опережающий уровень образования мужчин.
Негативные особенности российского рынка труда для женщин связаны с их неравными возможностями в силу распространенных стереотипов о социальных ролях мужчин и женщин, что влияет на распределение времени и выполнение семейных обязанностей, которые в основном лежат на женских плечах.
Ввиду того, что государственный сектор экономики предоставляет для женщин рабочие места с более низкой заработной платой, большое число женщин ищет работу в неформальном секторе экономики. По оценкам Росстата, в неформальном секторе экономики занято 11,5 миллионов человек, из которых женщины составляют 48%. Неформальный сектор экономики дает женщинам возможность заниматься предпринимательской деятельностью, работать в крестьянских (фермерских) хозяйствах, заниматься оказанием различных платных услуг в качестве врачей, нотариусов, аудиторов, бухгалтеров, педагогов или в качестве горничных, гувернанток, няней, домашних поваров и других; работать по найму у отдельных граждан или в собственном домашнем хозяйстве и производить товары и услуги, предназначенные для реализации на рынке.
Развитие женского предпринимательства является одним из главных направлений реализации конституционного права женщин на труд, эффективным каналом, позволяющим женщинам не только адаптироваться к условиям рынка, но и решать вопросы собственного трудоустройства, создавать новые рабочие места, повышать профессиональные навыки и умения.
В нашей стране отношение к женскому предпринимательству весьма однонаправленное. Большинство граждан считают, что женщине лучше сидеть дома и растить детей, если у мужа есть средства ее содержать. Если же заниматься женщине бизнесом, то, естественно, на общих основаниях.
Однако надо вспомнить, что массовый приход женщин в бизнес начался в начале 90-х годов, когда уровень женской безработицы постоянно увеличивался. Большинство женщин - мелких предпринимателей занялось "бизнесом" в силу вынужденных причин: потери работы вследствие закрытия предприятий, ликвидации или сокращения рабочего места, досрочного ухода на пенсию, потери квалификации из-за длительных перерывов в работе и других причин. Занятие предпринимательской деятельностью позволило многим женщинам не только справиться с трудностями переходного периода, но и создать для себя и своей семьи прочную материальную основу для решения неотложных семейных проблем.
Как правило, и в России, и за рубежом женский бизнес - это малые и средние предприятия. Конечно, есть женщины - крупные бизнесмены и топ-менеджеры, но практически везде это пока не характерная ситуация. Исследования показывают, что среди мелких предпринимателей женщины составляют большинство - 70%. Это в основном возрастная группа старше 40 лет, с высокой долей разведенных и вдовых женщин.
Существуют объективные свидетельства, подтверждающие неравные условия вхождения и развития собственного бизнеса для женщин и мужчин: различны пути и причины вхождения в бизнес; разные уровни доступа к информации, образованию и финансам.
Во всем мире женщины испытывают трудности при получении доступа к системам деловых связей и рынкам.
Во многих странах государство целенаправленно заботится о развитии женского предпринимательства и реализации экономических прав женщин. В Корее принят закон о создании в стране Ассоциации женщин-предпринимателей. Закон призывает центральные и местные власти оказывать поддержку как новичкам, так и опытным деловым женщинам. В США предприняты шаги по усилению финансовых возможностей женщин-владельцев малого бизнеса путем предоставления микрокредитов через программу управления малым бизнесом и фонд развития финансовых возможностей населения. В Хорватии идет реализация программы по выделению малым предприятиям, в частности, женщинам-предпринимателям, займов на выгодных условиях. Правительство Индии поддерживает деятельность женщин-предпринимателей и выделяет им не менее 30% от всех бюджетных средств, направляемых на развитие. В Южной Африке реализуется программа 'Технология для женщин в бизнесе", облегчающая женщинам малого бизнеса доступ к технологиям. В России начата реализация широкомасштабной программы по подготовке и переподготовке, улучшающей возможности занятости для женщин. Особое внимание уделено женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. В Австралии, в рамках проекта "Обучение женщин малого бизнеса", создана сеть обучения, которая соединила новичков с опытными владельцами бизнеса и позволила им делиться знаниями и опытом.
Сегодня в Америке женщинам принадлежит более 50% всех малых предприятий, это более 8 миллионов малых коммерческих фирм, и женщины организовывают новые компании в два раза чаще, чем мужчины. Особенно показателен пример Италии, где приняты закон и государственная программа по поддержке женского бизнеса, позволяющие успешно начать собственное дело, иметь равный с мужчинами доступ к кредитам. Кроме того, создан комитет по женскому предпринимательству при министерстве промышленности и торговли, учрежден национальный фонд по развитию женского предпринимательства. На поддержку женского бизнеса в этой небольшой стране выделено 300 миллионов долларов.
В ряде европейских стран предприятия, руководимые женщинами, обеспечивают от 50 до 60% валового внутреннего продукта страны. По разным оценкам 50-52% - в Германии, США, 52-55% - в Японии, 57-60% - в Италии.
Это говорит о том, что женщины успешно включены в мировое экономическое развитие, что является одним из результатов решения гендерного вопроса на протяжении двух прошедших столетий.
Когда западная концепция гендера переносится на российскую почву, большинство людей автоматически переносят ее к разряду исключительно женских проблем, предоставляя их решение самим женщинам. В трудовых коллективах, профсоюзных органах разного уровня медленно формируется понимание того, что гендерные проблемы являются, прежде всего, проблемами социальными, то есть проблемами всего общества, которые не сводятся только к взаимоотношениям полов и распределению ролей в репродукции народонаселения. Хочется, чтобы об этом помнили все профсоюзные активисты, занимающиеся вопросами равноправия.
Большинство работников профсоюзов - женщины, но эта работа для них, как правило, не вопрос престижа. Женщина занимается политикой, воспитывая своих детей, налаживая отношения в семье и с соседями, чтобы не было никаких разногласий и все жили мирно. Самой природой в женщинах заложено участие в судьбах других людей, желание защищать, помогать и заботиться о тех, кому труднее, кого постигла беда.
В преддверии наступающего праздника хочется пожелать всем женщинам - профсоюзным активисткам - здоровья, успехов, удачи, поддержки коллег-мужчин, которые работают с ними рядом, а также помнить то, что 8 Марта - прежде всего день солидарных действий за равные права, справедливую оплату и достойный труд для каждой женщины!
Источник: Пашко Т.Ю. 8 марта: история и современность // Профсоюзная база данных / Приложение к газете "Солидарность". 2008. - № 09. (http://profkom.gaz.ru/hist_50.asp