II съезд Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию (26-29.12.1905 (8-11.01.1906); Териоки, Финляндия)
Общий контекст и предшествующие события
Съезд проходил в обстановке обострения революционной борьбы в России, победы Всеобщей политической стачки в октябре и усиления репрессий со стороны правительства в последние два месяца 1905 года. По данным съезда (неполным), 450 учителей, так или иначе участвовавших в политических стачках и беспорядках, были уволены, из них 250 арестованы, 14 сосланы и четверо убиты. Вместе с тем численность представленных на съезде членов Союза народных учителей выросла с 4668 в июне до 8714 человек на середину декабря 1905 года, хотя его организации и руководящие органы после недолгого периода "Свободы" в октябре-ноябре вынуждены были перейти на нелегальное положение.
Дата и место проведения
Съезд проходил недалеко от Санкт-Петербурга, в Териоки (Финляндия) 26-29 декабря 1905 (8-11 января 1906) года, за пределами досягаемости российской полиции. Из конспиративных соображений, официальным местом проведения съезда назывался Санкт-Петербург.
Состав участников
...
Общий ход заседаний
В повестке дня Съезда значились вопросы:
-
О полной внутренней реорганизации существующих учительских обществ взаимопомощи и объединении их во Всероссийскую организацию на началах материальной взаимопомощи, духовных и правовых потребностей учителей.
-
Отношение Съезда к проекту государственного представительного органа и участие учителей в избирательной акции.
-
Обсуждение вопроса о политической забастовке учителей и практическому её осуществлению.
-
Вопрос о совместной работе Союза с другими союзами, близкими по сфере деятельности: крестьянским, земских и городских служащих, академическим, врачебным и др.
-
Отношение к Союзу союзов.
-
Фактическое осуществление мер по реорганизации дела народного образования.
-
Утверждение устава кассы взаимного страхования и проекта издания периодического органа Союза.
-
Участие Союза в помощи голодающим.
-
Национальный вопрос и вопрос областного и местного самоуправления в связи с постановкой дела образования.
-
Организация школьного дела: соотношение низшего и среднего образования, типы школ, заведывание школьным делом и содержание школ, вопрос о программах, привилегиях по образованию и т.д.
-
Вопросы, вносимые на Съезд по постановлению Учредительного Съезда:
- обязательное снабжение учащихся даровой пищей, одеждой, ночлегом;
- доставление возможности дарового дальнейшего образования способным ученикам начальной школы;
- религиозный элемент в школе.
-
Текущие дела:
а) отчет Центрального бюро;
б) жизнь Союза за истекшее время;
в) областная организация внутри Союза.
Главной задачей съезда, призванной "разрешить давно назревшую потребность", являлось решение вопроса о будущности обществ взаимопомощи учителей. После значительных дебатов съезд высказался за полную внутреннюю реорганизацию учительских обществ взаимопомощи и объединения их во Всероссийскую организацию на началах материальной взаимопомощи и правовой защиты учителей. Также был принят устав кассы взаимопомощи.
Кроме того, на съезде была организована комиссия по национальной школе, а также выражено отрицательное отношение к корпоративному объединению учителей по типам школ.
Съезд также выступил против участия в выборах в I Думу и призвал к созыву Учредительного собрания.
Итоги, последствия, значение
Съезд зафиксировал общие настроения роста и развития, охватившие актив Союза народных учителей к концу 1905 года. Это касается как стремления к поглощению или подчинению своему влиянию учительских обществ взаимопомощи либо профессиональных союзов (включая национальные), так и готовности к дальнейшей борьбе за политические права "российских подданных". Как показали события после съезда, эти намерения оправдались лишь отчасти. И если реализация политических планов и мечтаний отодвигалась в далёкое будущее, что называется, по форс-мажорным обстоятельствам, то весьма скромным успехам в деле дальнейшего объединения профессии Союз народных учителей обязан прежде всего своей приверженностью "профессионально-политической" платформе, которая отрезала от Союза значительные массы аполитично или, наоборот, радикально настроенных активистов учительского движения.
Источники и литература
Кондрашёв А.Н. Очерк истории Всероссийского союза учителей (2015 г.).
Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 годах. - М.: "Мысль", 1981. - С. 69.
Меркулова Г.И., Куприянова Т.В., Спорыхина М.В., Юдин В.П. Страницы истории профсоюзного движения в системе образования России. - Москва: Изд. МГОУ, 2006.
Протоколы второго делегатского съезда всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию 26-29 декабря 1905 г. - СПб., 1906.