Общие впечатления.
Я хочу здесь поделиться в кратких словах тем впечатлением, которое я вынес об общем характере работ съезда.
Громадное большинство на съезде составляли коммунисты (около 70% всех членов съезда), которые и должны были взять на себя руководство всеми работами съезда.
Так оно и случилось: работы съезда прошли при полном сознании фракцией коммунистов той огромной ответственности, которая лежала на них по доведению работ съезда до благополучного конца.
Избежать раскола съезда, завершить его созданием единого производственного союза железнодорожников – вот тот лейтмотив, который руководил тактикой фракции коммунистов на съезде!
Нажать как можно сильнее на коммунистов, создавая атмосферу, пахнущую расколом, вырвать что-либо для секций в пользу открытого федерализма – вот та тактика на съезде безответственного меньшинства, которое на случай раскола лишь рисковало окружить себя новым «ореолом мученичества» и «незаслуженного насилия»!
Работы съезда, таким образом, получили характер какой-то перманентной примирительной камеры сплошного соглашения, где в качестве арбитров выступали т[оварищи] Томский и Рязанов.
В интересах общепролетарского профессионального движения и оздоровления транспорта, фракция коммунистов в вопросах далеко для неё невторостепенных[1], (строительство секционных правлений, союзные средства, состав Центрального Комитета союза и пр. и пр.) шла, скрепя сердце, на большие уступки, лишь бы избежать раскола со всеми его последствиями. И точно чувствуя, что не только путём торгашества, но и незамаскированной угрозой раскола можно кое-что для себя «выловить» – меньшинство съезда широко использовало свою безответственность и действительно вырвало для своих интересов всё, что допускали условия (Центральные Правл[ения] секций, сохранение секционных средств и пр. и пр.).
Так или иначе, – съезд, на коем, если мы [не] ошибаемся, лишь 2-ды вопросы решались голосованием (почти все вопросы были разрешены путём соглашения обоих секторов съезда) – закончился, по словам т. Литовского, «законным бракосочетанием» и нам остается лишь пожелать, чтобы не наступило скоропалительное расторжение сего брака. А последнее несомненно наступит, если «коалиция», заключённая на съезде и проводимая в Центральном Комитете союза, не перекинется на места и не создаст условий действительного объединения железнодорожных пролетарских масс с постепенным исчезновением жёлто-чёрной окраски некоторых частей железнодорожников. […]”
Источник: П. В-е[2]. К Всероссийскому Съезду Железнодорожных Профессиональных Союзов // ИВ. – 1919. - № 8. – 10 апр.
[2] Автор впечатлений П.Вомпе.