История профсоюзов

Исследования и публицистика

Воспоминания

Документы

Беллетристика

Периодика

Литературные опыты профсоюзников


/ Главная / Архивохранилище / Библиотека / Документы

Из отчёта о 1-м Всероссийском съезде железнодорожных професс. союзов

2015-08-01

Март 1919 г.

«Первый день.

21 февраля в колонном зале Дома Союзов открылся Первый Всероссийский Съезд Железнодорожных Профессиональных Союзов.

Присутствуют около 400 членов, с решающим голосом представляющих около 25 дорог, в том числе и Волго-Бугульминскую и некоторые дороги Харьковского узла, недавно ставшие снова советскими.

Перед открытием Съезда происходит совещание фракций и только в 9 часов вечера Съезд открывается приветственной речью председателя Всопрофжеля товарища Платонова. […]

После речи товарища Платонова избирается президиум.

Президиум Съезда.

От фракции коммунистов: Пятницкий, Амосов, Сильберберг, Бальбатов.

От фракции независимых: Федотов и Сургучев.

От фракции с.-д. интернационалистов: Платонов.

[…]

Второй день. […]

Доклад товарища Платонова. […]

Доклад товарища Платонова принимается без прений.

Большинством 195 голосов принимается следующая резолюция, предложенная фракцией коммунистов:

«Заслушав доклад о деятельности Всопрофжеля, Всероссийский Железнодорожный Профессиональный Съезд принимает его к сведению и переходит к очередным делам».

Третий день.

Следующее заседание открывается 23 февраля, в 10 часов утра.

По данным мандатной комиссии, на Съезде присутствуют 377 членов с решающим голосом, из них коммунистов – 236, независимых – 105 и с[оциал]-д[емократов] интернационалистов – 36. […]

После этого выступает с докладом о сущности и задачах производственных союзов товарищ Томский. […]

Переходя к наиболее интересующему нас вопросу о секциях, нужно сказать, что союзы в настоящий момент пришли к более широкому объединению, охватывающему рабочих отдельных отраслей производства, или отдельных отраслей народного хозяйства. И в данном случае идеалом рабочего союза, мощного производственного союза является централизованный союз с единой кассой, единым правлением, подчиняющийся всем постановлениям, одинаково построенный, с одинаковым членским взносом. Но, как переходная форма, особенно в тех союзах, которые объединяют слишком различные категории трудящихся с неизжитыми групповыми и цеховыми предрассудками, следует признать, как переходную меру необходимым секционное строительство союзов. Но когда мы подходим к секциям, мы должны ясно определить, что в данной секции строительство не должно носить признака замаскированного федерализма, т.-е., чтобы данная секция ни прямо, ни косвенно не являлась союзом внутри союза. Этого допускать не следует. Поскольку существуют в отдельных союзах различные сложившиеся производственные группы или хозяйственные группы, поскольку они имеют своеобразные интересы, не только не противореча общим задачам союза, не способствуя его развитию, должно быть строительство секций, причем они должны носить подсобный характер. […]

Переходя к секционному строительству конкретно, я бы предложил со своей стороны признать следующие положения, которые в большей или меньшей степени положены во всех конкурирующих уставах: признать, что внутри Всероссийского ж.-д. Союза допускается существование определенных секций – 6 или 7 секций; признать, что данные секции не могут иметь самостоятельной кассы, не могут вести дополнительных финансовых обложений с целью союзной деятельности; признать, что единое центральное правление союза выбирается на Съезде по персональному признаку и, в случае необходимости, дополняется представителями секций с правом совещательного голоса; признать, что секции не имеют своего аппарата; признать, что за секциями остается право иметь свои органы, как в центре, так и на местах; признать, что за секциями имеется право созыва обще-делегатских собраний; признать, что в вопросе тарифа существует единый тариф производственного союза, что к выработке такого тарифа непременно привлекаются органы секции, что при проведении тарифа представители секций непременно привлекаются в расценочную и прочие комиссии. […]

Прения.

В прениях по докладу товарища Томского определились две точки зрения.

Одну из них отстаивают коммунисты и их сторонники, поддерживающие тезисы доклада товарища Томского и указывавшие, что только такой производственный союз, стоящий над секциями и узкими групповыми интересами и работающий в полном контакте с рабоче-крестьянской властью, защищает одновременно и интересы производства и экономические интересы трудящихся.

Вторую точку зрения выдвигали сторонники независимости профессионального движения[1], указавшие на особые своеобразные бытовые условия и существующие групповые взаимоотношения между различными элементами рабочих и служащих на железных дорогах и подчеркивавшие необходимость большей самостоятельности секций, ближе всего стоящих к массам и знающих интересы каждой отдельной группы железнодорожников. В противном случае, по мнению защитников этой точки зрения, производственность союзов будет искусственной, нежизнеспособной и поведет к еще большему расслоению железнодорожного пролетариата и к еще большему расстройству железнодорожного транспорта.

Согласительная комиссия.

Докладчик товарищ Томский, отвечая своим оппонентам, указывает, что он не видит в этих двух точках зрения такого резкого расхождения, которое помешал найти примиряющий обе стороны компромисс и предотвратить пагубный и для железнодорожного пролетариата, и для транспорта, и ля всей Советской России раскол.

Товарищ Томский предлагает избрать согласительную комиссию по взаимному соглашению фракций и секций и поручить ей выработку к следующему пленуму удовлетворяющей обе стороны редакции компромисса.

Предложение это принимается. Заседание заканчивается утвердением предложенного списка лиц этой согласительной комиссии.

[…]

Седьмой день.

28-го февраля. […] В докладе о секционном строительстве товарищ Федотов выдвинул следующие основные положения: Наиболее характерные производственные группы, входящие в союз, могут как в центре, так и на местах образовать внутри единого союза свои секции для предварительного обсуждения вопросов, имеющих для данных групп специальное экономическое значение. Работа секций носит представительный характер и играет вспомогательную роль. Секция не имеет права ведения самостоятельной тарифной политики и самостоятельных активных выступлений, а равным образом самостоятельного представительства в каких либо учреждениях. Всероссийский Профессиональный Союз ж.-д. имеет единый устав и единую регистрацию для всех членов союза. Секции как в центре, так и на местах имеют[2] право созывать местные, районные, окружные и всероссийские делегатские собрания или совещания для решения вопросов труда и быта, касающихся секции.

Деятельность общих собраний или делегатских съездов носит лишь совещательный и подсобный характер и получает обязательную силу для членов союза только после утверждения центральным комитетом Всероссийского Профессионального Союза железнодорожников.

Доклад принимается без прений и на этом заседание закрывается».

Источник: 1-й Всероссийский Съезд Железнодорожных Профессиональных Союзов // Гудок. – М. – 1919. – № 3/4. – Март/Апр. – С. 11 – 12, 14 – 16, 22.



[1]
Основную часть этой фракции, видимо, составляли делегаты от «секционных съездов», выступивших против централистского проекта объединения: Сатерда, Маджеля, Паровозосоюза, Телеграфосоюза (ПСС. – 1919. – № ¾. – Март. – С. 124).

[2] В тексте ошибочно: «не имеют».

История профсоюзов, 2025 г.