История профсоюзов

Карта сайта

СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ САЙТА

Архивохранилище

Блеск и нищета рабочего дела

Опросы на засыпку

Профсоюзы, рабочее движение и партии в политических платформах

Презентации

Коллажи

Хроника советского рабочего движения

Фонд КЛИО (Культура. Литература. История. Общество)

Круглые даты рабочего и профдвижения

Атомы истории

Справочник

Практикум рабочего сопротивления

Шуткуем-с

Об авторе сайта и контакты

Друзья и партнёры


/ Главная / Блеск и нищета рабочего дела

Гапон, Георгий Аполлонович (1870-1906)

2015-06-09

российский священник, деятель легального христианского профдвижения (Собрание русских фабрично-заводских рабочих Петербурга), социалист (31 цитата)

"Как только начнут бить, всем развязываются руки"

В моём воображении создался образ идеального царя, не имевшего только случая показать себя, но от которого только и можно ожидать спасения России. Я думал, что, когда наступит момент, он покажется в настоящем своём свете, выслушает свой народ и сделает его счастливым. «История моей жизни», 1905
Вас, своего учителя, не забываем – помним. контекст: «Вас, своего учителя, не забываем — помним. И недавно, в одном из кружковых собраний, когда был поднят вопрос о вас, — смело, удивительно смело и горячо выступили за вас и вашу идею»; письмо С.В. Зубатову, август 1903
Гоните их вон. об отношении к полицейским, явившимся на заседание в какой-нибудь районный отдел Собрания; в передаче одного из вожаков Собрания, рабочего Н.П. Петрова, 1904
До тех пор, пока всё будет носить мирный характер, не вносить ничего революционного, то есть флагов, возгласов. Но как только начнут бить, то всем развязываются руки. из инструкций эсерам и социал-демократам о поведении во время манифестации бастующих рабочих Санкт-Петербурга 9 января; в передаче Н.П. Паялина, 8 (21) января 1905
Единственная цель этого союза состояла в том, чтобы остановить рост рабочего движения, и я решил, что примкнуть к зубатовской организации не только безнравственно, но и преступно. «История моей жизни», 1905
Жиды - это не евреи. контекст: «Жиды, товарищи, это не евреи. Евреев я уважаю и люблю»; из выступления на организационном съезде своего профсоюза, конец 1905 года; в передаче В.А. Поссе
Каждый вершок Украины, теперь отданный правительством разным тунеядцам, был полит кровью казаков, сражавшихся за свободу и народное благо и служивших оплотом западному христианству против турок и татар с Востока. «История моей жизни», 1905
Комедия верноподданничества. характеристика шествия рабочих-зубатовцев Москвы 19 февраля 1902 года с возложением венка к памятнику царя Александра II Освободителя; контекст: «Упоминание о венке меня неприятно поразило, так как от самих рабочих я слышал, что это была только комедия верноподданничества. Рабочие понимали всю несостоятельность реформы освобождения [крестьян]»; «История моей жизни», 1905
Кто бы ни начал эту организацию, в конце концов она станет самостоятельной, потому что наиболее передовые члены рабочего класса несомненно возьмут верх. о создании рабочих профсоюзов; «История моей жизни», 1905
Наше дело правое. повторяющаяся характеристика идеи легальной организации рабочих; письмо С.В. Зубатову, август 1903; воспоминания А.Е. Карелина
Не смотрите на священников как на каких-то святых. Они - такие же труженики! поучение рабочим; в передаче А. Яковлева, 1904
Необходимо этим людям дать более солидные познания, расширить их кругозор и научить их думать и действовать самостоятельно. Проповедовать же абстрактные принципы мне казалось бесполезным. об обучении рабочих; «История моей жизни», 1905
Ни в одном цивилизованном государстве не было бы возможно представителям полиции под покровительством и при содействии министров замыслить и свободно создать организацию рабочего движения, включительно до больших стачек, только в целях устранения настоящих руководителей рабочего класса и сохранения за собой контроля над этим движением. «История моей жизни», 1905
Петербургская стачка и события в январе были молнией, озарившей темноту русской жизни. о Кровавом воскресенье 9 января 1905 года; контекст: «Петербургская стачка и события в январе [1905 года] были молнией, озарившей темноту русской жизни. Долгие страдания России не прошли для неё даром – они собрали запасы электричества в нравственной атмосфере нации, так что, когда произошла стачка, достаточно было одной искры, чтобы зажечь весь этот горючий материал. Как после грозы дождь поит землю, так и страшные события, о которых я буду говорить, имели свои благодетельные последствия. Была пролита кровь, и эта кровь, подобно тёплому дождю, упала на замёрзшую почву русской жизни»; «История моей жизни», 1905
Придёт время, когда всё это изменится. контекст: «Все эти тысячи монастырей только питомники порока и рассадники народного суеверия. А какую бы пользу могли они принести народу! Лучшие места в Крыму, а также и в других местах России, принадлежат монастырям и не только не приносят пользы, но даже делают зло народу. Придёт время, когда всё это изменится»; «История моей жизни», 1905
Пьявки для прихожан. о некоторых русских священниках; контекст: «Они не только не поступались своими удобствами ради блага народного, но часто уподоблялись пьявкам для своих прихожан»; «История моей жизни», 1905
Русские попы просто чиновники Охранного отделения; пожалуй, даже хуже – ведь полиция ловит только тела своих жертв, тогда как священники улавливают их души; они-то и есть настоящие враги трудящихся и страдающих классов. «История моей жизни», 1905
Русский народ избрал меня своим спасителем, и я или погибну, или спасу от трёхсотлетней тирании Романовых. журналисту швейцарской газеты; Жуков Д.А. Таинственные встречи. - М., 1992. - С. 170-71
Свою жизнь и поступки я старался согласовать с тем, что я говорил в своих проповедях; на своё призвание я смотрел не как на способ наживаться и довольствоваться тем, что мне давали, и этого одного, не говоря о других причинах, было достаточно, чтобы привлечь ко мне народ. «История моей жизни», 1905
Священник говорил им о заповедях и о страшном суде. Я чувствовал, что подобная речь не могла удовлетворить слушателей: им нужна была поддержка, они нуждались в прощении и христианской любви. о первом впечатлении от встречи с рабочим людом; контекст: «Я увидел толпу бледных угрюмых мужчин и женщин, плохо одетых, с печатью бесконечного страдания на лицах, но в глазах их я прочёл страстное желание услышать правду. Священник говорил им о заповедях и о страшном суде. Я чувствовал, что подобная речь не могла удовлетворить слушателей: им нужна была поддержка, они нуждались в прощении и христианской любви. Как могли они не быть слабыми и грешными, когда окружавшая их обстановка была лишена какого бы то ни было луча света или надежды»; «История моей жизни», 1905
Тогда я понял, что если сплотить всю эту массу рабочих и научить её, как отстаивать свои интересы, то какое громадное влияние это оказало бы на улучшение условий труда в России. «История моей жизни», 1905
Труд есть цель жизни. контекст: «Я написал обширный доклад на тему о возрождении этих несчастных [нищих босяков] посредством устройства целого ряда рабочих домов в городах и рабочих колоний в деревне, в основе которых лежал бы принцип труда, так как труд есть цель жизни, и каждый обязан трудиться»; «История моей жизни», 1905
Эти деньги были взяты из народного кармана, и я их только возвращал тому, кому они принадлежали. контекст: «Впоследствии я слышал, что русский посол во Франции упрекал меня в том, что я брал деньги от правительства и эти же деньги употреблял против него. Он, очевидно, забывал, что эти деньги были взяты из народного кармана, и я их только возвращал тому, кому они принадлежали»; «История моей жизни», 1905
Этим способом в России клеймят «козлищ», чтобы в зародыше погасить те независимые умы, которые впоследствии создают так называемые «университетские беспорядки» и сеют смуту. о роли «неуда» по поведению в аттестате учащегося как запрета на дальнейшее образование; «История моей жизни», 1905
Я буду или святым, или каторжником. в передаче священника Т. Вишневецкого; Ардаматский В. Перед штормом. – М., 1989. – С. 27
Я заменяю Зубатова. оригинальное название главы VIII в «Истории моей жизни» (1905) Г.А. Гапона, после его смерти изменённое редакторами на «Конец зубатовщины»
Я не верил в право человека заботиться только о своём спасении, забывая о страданиях своих ближних. «История моей жизни», 1905
Я полагал, что, начав организацию рабочих для взаимной помощи под покровительством властей, я могу одновременно организовать и тайные общества из лучших рабочих, избранных для этой цели, которых я воспитаю и которыми буду пользоваться как миссионерами, и, таким образом, мало-помалу, направлю всю организацию к желаемой цели. Когда мои собственные люди заменят назначенных по указанию полиции лиц и заслужат уважение и доверие всех рабочих, у меня будет группа помощников, готовых руководить народом в нужный момент. «История моей жизни», 1905
Я практический человек и знаю больше вас, а вы фантазёры. проиграв голосование на правлении Собрания; контекст: «Хотя вас и большинство, но я не желаю этого и не позволю, потому что всё это создано мною. Я практический человек и знаю больше вас, а вы фантазёры»; в передаче Н.П. Петрова, 1904
Я только один из многих, - и другой, как и я, мог явиться в данный момент при данных обстоятельствах. о своей роли в исторических событиях 1905 года в России; «История моей жизни», 1905
Я требую этого, это моё детище, и вы должны сделать то, что я говорю. имея ввиду Собрание и настаивая в правлении Собрания  на избрании себе замены в случае своего ареста; в передаче Н.П. Петрова, 28 декабря 1904 (10 января 1905)

История профсоюзов, 2016 г.