"Как только начнут бить, всем развязываются руки"
|
В моём воображении создался образ идеального царя, не имевшего только случая показать себя, но от которого только и можно ожидать спасения России. Я думал, что, когда наступит момент, он покажется в настоящем своём свете, выслушает свой народ и сделает его счастливым. |
«История моей жизни», 1905 |
Вас, своего учителя, не забываем – помним. |
контекст: «Вас, своего учителя, не забываем — помним. И недавно, в одном из кружковых собраний, когда был поднят вопрос о вас, — смело, удивительно смело и горячо выступили за вас и вашу идею»; письмо С.В. Зубатову, август 1903 |
Гоните их вон. |
об отношении к полицейским, явившимся на заседание в какой-нибудь районный отдел Собрания; в передаче одного из вожаков Собрания, рабочего Н.П. Петрова, 1904 |
До тех пор, пока всё будет носить мирный характер, не вносить ничего революционного, то есть флагов, возгласов. Но как только начнут бить, то всем развязываются руки. |
из инструкций эсерам и социал-демократам о поведении во время манифестации бастующих рабочих Санкт-Петербурга 9 января; в передаче Н.П. Паялина, 8 (21) января 1905 |
Единственная цель этого союза состояла в том, чтобы остановить рост рабочего движения, и я решил, что примкнуть к зубатовской организации не только безнравственно, но и преступно. |
«История моей жизни», 1905 |
Жиды - это не евреи. |
контекст: «Жиды, товарищи, это не евреи. Евреев я уважаю и люблю»; из выступления на организационном съезде своего профсоюза, конец 1905 года; в передаче В.А. Поссе |
Каждый вершок Украины, теперь отданный правительством разным тунеядцам, был полит кровью казаков, сражавшихся за свободу и народное благо и служивших оплотом западному христианству против турок и татар с Востока. |
«История моей жизни», 1905 |
Комедия верноподданничества. |
характеристика шествия рабочих-зубатовцев Москвы 19 февраля 1902 года с возложением венка к памятнику царя Александра II Освободителя; контекст: «Упоминание о венке меня неприятно поразило, так как от самих рабочих я слышал, что это была только комедия верноподданничества. Рабочие понимали всю несостоятельность реформы освобождения [крестьян]»; «История моей жизни», 1905 |
Кто бы ни начал эту организацию, в конце концов она станет самостоятельной, потому что наиболее передовые члены рабочего класса несомненно возьмут верх. |
о создании рабочих профсоюзов; «История моей жизни», 1905 |
Наше дело правое. |
повторяющаяся характеристика идеи легальной организации рабочих; письмо С.В. Зубатову, август 1903; воспоминания А.Е. Карелина |
Не смотрите на священников как на каких-то святых. Они - такие же труженики! |
поучение рабочим; в передаче А. Яковлева, 1904 |
Необходимо этим людям дать более солидные познания, расширить их кругозор и научить их думать и действовать самостоятельно. Проповедовать же абстрактные принципы мне казалось бесполезным. |
об обучении рабочих; «История моей жизни», 1905 |
Ни в одном цивилизованном государстве не было бы возможно представителям полиции под покровительством и при содействии министров замыслить и свободно создать организацию рабочего движения, включительно до больших стачек, только в целях устранения настоящих руководителей рабочего класса и сохранения за собой контроля над этим движением. |
«История моей жизни», 1905 |
Петербургская стачка и события в январе были молнией, озарившей темноту русской жизни. |
о Кровавом воскресенье 9 января 1905 года; контекст: «Петербургская стачка и события в январе [1905 года] были молнией, озарившей темноту русской жизни. Долгие страдания России не прошли для неё даром – они собрали запасы электричества в нравственной атмосфере нации, так что, когда произошла стачка, достаточно было одной искры, чтобы зажечь весь этот горючий материал. Как после грозы дождь поит землю, так и страшные события, о которых я буду говорить, имели свои благодетельные последствия. Была пролита кровь, и эта кровь, подобно тёплому дождю, упала на замёрзшую почву русской жизни»; «История моей жизни», 1905 |
Придёт время, когда всё это изменится. |
контекст: «Все эти тысячи монастырей только питомники порока и рассадники народного суеверия. А какую бы пользу могли они принести народу! Лучшие места в Крыму, а также и в других местах России, принадлежат монастырям и не только не приносят пользы, но даже делают зло народу. Придёт время, когда всё это изменится»; «История моей жизни», 1905 |
Пьявки для прихожан. |
о некоторых русских священниках; контекст: «Они не только не поступались своими удобствами ради блага народного, но часто уподоблялись пьявкам для своих прихожан»; «История моей жизни», 1905 |
Русские попы просто чиновники Охранного отделения; пожалуй, даже хуже – ведь полиция ловит только тела своих жертв, тогда как священники улавливают их души; они-то и есть настоящие враги трудящихся и страдающих классов. |
«История моей жизни», 1905 |
Русский народ избрал меня своим спасителем, и я или погибну, или спасу от трёхсотлетней тирании Романовых. |
журналисту швейцарской газеты; Жуков Д.А. Таинственные встречи. - М., 1992. - С. 170-71 |
Свою жизнь и поступки я старался согласовать с тем, что я говорил в своих проповедях; на своё призвание я смотрел не как на способ наживаться и довольствоваться тем, что мне давали, и этого одного, не говоря о других причинах, было достаточно, чтобы привлечь ко мне народ. |
«История моей жизни», 1905 |
Священник говорил им о заповедях и о страшном суде. Я чувствовал, что подобная речь не могла удовлетворить слушателей: им нужна была поддержка, они нуждались в прощении и христианской любви. |
о первом впечатлении от встречи с рабочим людом; контекст: «Я увидел толпу бледных угрюмых мужчин и женщин, плохо одетых, с печатью бесконечного страдания на лицах, но в глазах их я прочёл страстное желание услышать правду. Священник говорил им о заповедях и о страшном суде. Я чувствовал, что подобная речь не могла удовлетворить слушателей: им нужна была поддержка, они нуждались в прощении и христианской любви. Как могли они не быть слабыми и грешными, когда окружавшая их обстановка была лишена какого бы то ни было луча света или надежды»; «История моей жизни», 1905 |
Тогда я понял, что если сплотить всю эту массу рабочих и научить её, как отстаивать свои интересы, то какое громадное влияние это оказало бы на улучшение условий труда в России. |
«История моей жизни», 1905 |
Труд есть цель жизни. |
контекст: «Я написал обширный доклад на тему о возрождении этих несчастных [нищих босяков] посредством устройства целого ряда рабочих домов в городах и рабочих колоний в деревне, в основе которых лежал бы принцип труда, так как труд есть цель жизни, и каждый обязан трудиться»; «История моей жизни», 1905 |
Эти деньги были взяты из народного кармана, и я их только возвращал тому, кому они принадлежали. |
контекст: «Впоследствии я слышал, что русский посол во Франции упрекал меня в том, что я брал деньги от правительства и эти же деньги употреблял против него. Он, очевидно, забывал, что эти деньги были взяты из народного кармана, и я их только возвращал тому, кому они принадлежали»; «История моей жизни», 1905 |
Этим способом в России клеймят «козлищ», чтобы в зародыше погасить те независимые умы, которые впоследствии создают так называемые «университетские беспорядки» и сеют смуту. |
о роли «неуда» по поведению в аттестате учащегося как запрета на дальнейшее образование; «История моей жизни», 1905 |
Я буду или святым, или каторжником. |
в передаче священника Т. Вишневецкого; Ардаматский В. Перед штормом. – М., 1989. – С. 27 |
Я заменяю Зубатова. |
оригинальное название главы VIII в «Истории моей жизни» (1905) Г.А. Гапона, после его смерти изменённое редакторами на «Конец зубатовщины» |
Я не верил в право человека заботиться только о своём спасении, забывая о страданиях своих ближних. |
«История моей жизни», 1905 |
Я полагал, что, начав организацию рабочих для взаимной помощи под покровительством властей, я могу одновременно организовать и тайные общества из лучших рабочих, избранных для этой цели, которых я воспитаю и которыми буду пользоваться как миссионерами, и, таким образом, мало-помалу, направлю всю организацию к желаемой цели. Когда мои собственные люди заменят назначенных по указанию полиции лиц и заслужат уважение и доверие всех рабочих, у меня будет группа помощников, готовых руководить народом в нужный момент. |
«История моей жизни», 1905 |
Я практический человек и знаю больше вас, а вы фантазёры. |
проиграв голосование на правлении Собрания; контекст: «Хотя вас и большинство, но я не желаю этого и не позволю, потому что всё это создано мною. Я практический человек и знаю больше вас, а вы фантазёры»; в передаче Н.П. Петрова, 1904 |
Я только один из многих, - и другой, как и я, мог явиться в данный момент при данных обстоятельствах. |
о своей роли в исторических событиях 1905 года в России; «История моей жизни», 1905 |
Я требую этого, это моё детище, и вы должны сделать то, что я говорю. |
имея ввиду Собрание и настаивая в правлении Собрания на избрании себе замены в случае своего ареста; в передаче Н.П. Петрова, 28 декабря 1904 (10 января 1905) |