История профсоюзов

Фотографии

Видеотека

Галерея (картины, скульптура и т.п.)

Песни рабочей борьбы

Библиотека


/ Главная / Архивохранилище / Видеотека

Мать (СССР, 1926)

2014-09-21

Слоган фильма: "The Film Version Of Gorki's Great Story Of The 1905 Revolution" / "Экранизация великой истории Горького о Революции 1905 года"

Фильм по мотивам одноимённого романа М. Горького посвящён пути в Революцию простой женщины, жены и матери (играет Вера Барановская, 1885-1935). Власов-старший (играет Александр Чистяков, 1880-1942) - рабочий-слесарь, драчун и пропойца, за чарку водки примыкает к черносотенцам и участвует в избиении кучки революционеров, пытающихся поднять рабочих завода на забастовку, да в драке же и погибает. Сын Павел Власов (играет Николай Баталов, 1899-1937), тоже рабочий, участвует в подпольной деятельности. В призрачной надежде спасти его от тюрьмы, Мать (в фильме она безымянна) выдаёт парня жандармам. Выходит с точностью до наоборот - ему светят суд и каторга. Исполненная горя и раскаяния мать включается в революционную работу и ищет любую лазейку, чтобы помочь сыну...

Время действия - весна 1905 года.
Место действия - Россия.

Реплика из зала: Понятно, что фильм предельно необъективен, насквозь агитационен. Но какая выразительная игра актёров! И чёрно-белый-то он, немой. Но какие насыщенные, и в то же время лаконичные сцены. И персонажи двухцветные, безоттеночные. Но, чёрт возьми, иные из них вполне достоверны. Взять, например, Власова-старшего. Не встречали таких? Он же из тех быков, что при любой возможности нажираются до свиного визга. Или бесплатно, но от души накидают по роже. А сама Мать! Насколько бесхитростна, настолько беззаветна и - сама Любовь.

Из интересных деталей.

1. Девушка-интеллигентка принесла свёрток с оружием Павлу Власову с просьбой спрятать у себя.  Девушка смущается, робко подаёт ему руку для рукопожатия. Один раз, другой... Павел не замечает, пожирая её глазами. В конце всё-таки выходит товарищеское рукопожатие, но понятно, что за всем стоит иной, древний подтекст. Трогательная сцена. За 20 секунд, деликатно и чётко всё сказано.

2. Полиция, дирекция завода и "чёрная сотня" выступают единым фронтом, без проблем узнают обо всех замыслах революционеров и заранее готовы к любым неожиданностям. Это какая-то ерунда даже для советской агитки. Правда, за выразительной актёрской игрой это не сразу бросается в глаза.

3. Вызывают недоумение пятиконечные звёзды на спинках первого ряда в зале губернского суда. То ли это реальный дореволюционный дизайн, то ли режиссёр пропустил в кадр советскую мебель 20-х годов. В этом случае слава Богу, что Пудовкин не прошляпил ещё и портреты товарищей Ленина и Троцкого.

4. Финальная сцена, когда вдогонку расстрелянной рабочей демонстрации неудержимой конной лавой бросается жандармская полусотня, а ей навстречу из грязи, из трупов, поднимается только что потерявшая сына Мать, крепко обхватив древко красного знамени - эта сцена пронимает до мурашек. Сильно.

Статья о фильме в Википедии.

Авторы сценария - Натан Зархи, Максим Горький
Режиссёр - Всеволод Пудовкин
Оператор - Анатолий Головня
В ролях - Вера Барановская, Николай Баталов, Иван Коваль-Самборский, Анна Земцова, Александр Чистяков, Всеволод Пудовкин, Александр Савицкий, Н. Видонов, Иван Бобров, Александр Громов и другие
Киностудия - Межрабпом-Русь
Продолжительность - 87 минут

Смотреть фильм

Смотреть трейлер

История профсоюзов, 2016 г.