Студенческий реферат, кафедра профсоюзного движения Академии труда и социальных отношений / Проверила работу Е.В. Есенина. – М., 2008
Введение
До марта 1990 года российское профсоюзное движение было растворено в общероссийских организационных структурах. В РСФСР была густая сеть различных профсоюзных органов: 32 всесоюзных профессиональных союза, объединяющие около 77 млн. членов профсоюзов (54% их общей численности в стране); в регионах и в г[ороде] Москве функционировали областные, краевые советы профсоюзов. Российские профсоюзы как часть целого - профсоюзов СССР работали под руководством КПСС и были прочно вмонтированы в систему государственной власти.
Хотя идея создания самостоятельного профцентра России впервые появилась в [19]70-е годы, только к середине 1989 года профсоюзное руководство страны вновь заявило о необходимости создания Российского совета профсоюзов. На VI пленуме ВЦСПС (в сентябре 1989 г.) по существу шла борьба за возрождение профсоюзов России. Президиум ВЦСПС почти единодушно настаивал на создании Бюро или Секретариата ВЦСПС по РСФСР. Но большинство поддержало идею создания Всероссийского профцентра.
VI пленум ВЦСПС принял окончательное решение, внеся в своё постановление пункт «Образовать оргкомитет для подготовки и проведения в 1 квартале 1990 года Всероссийского съезда профсоюзов». Оргкомитет по подготовке Учредительного съезда профсоюзов РСФСР возглавил заместитель Председателя ВЦСПС И.Е. Клочков. Несколько позднее была создана рабочая группа по оказанию помощи Оргкомитету в подготовке и проведении во главе с секретарем ВЦСПС Г.Ф. Сухорученковой.
Открытие Учредительного съезда
Учредительный съезд профсоюзов РСФСР открылся 21 марта 1990 года в Москве. На съезде присутствовали 1452 делегата, представляющие 77 млн. членов профсоюзов, работающих в различных отраслях на всей территории России. Среди них было 628 членов выборных органов первичных профсоюзных организаций, в том числе 407 председателей профсоюзных комитетов, цеховых комитетов, профгрупоргов. 845 делегатов съезда являлись освобождёнными профсоюзными работниками, 82% были членами КПСС. На съезд были избраны делегаты: в возрасте до 30 лет - 5,6%, от 31 до 50 лет -57,8%, от 51 до 60 лет - 34,2%, старше 60 лет - 2,4%.
На съезде после обсуждения были приняты документы, определяющие цели, задачи и приоритеты ФНПР её позиции по актуальным и общественно-политическим вопросам, тактику действий, формы и методы работы.
Центральным в работе Учредительного съезда профсоюзов был вопрос «О целях и принципах организационного строения и деятельности профессиональных союзов РСФСР».
В докладе председателя Организационного комитета Учредительного съезда, заместителя Председателя ВЦСПС И.Е. Клочкова говорилось, что Российская Федерация - уникальное государственное образование по своей территории, природным ресурсам, числу проживающих народов, культурным традициям, с более чем половиной населения СССР, создающее 61% национального дохода страны, производящее 92% нефти, 77% газа, 62% электроэнергии, основную долю оборонной и экспортной продукции, является примером деформации прошлых лет и находится в кризисном положении. Глубокие преобразования, которые предстояли в экономике, политической структуре общества, требовали переосмысления места и роли профсоюзов России, форм их организационного строения.
В докладе оргкомитета подчёркивалось, что принцип демократического централизма, командные методы руководства, строгое подчинение нижестоящих органов вышестоящим, меньшинства большинству, вся унаследованная от прошлого иерархическая профсоюзная структура не отвечают уже изменившимся условиям, производственным отношениям, развитию демократии.
Профсоюзное объединение нового типа
Изучение мирового опыта профдвижения и осмысление тенденций, появившихся в России в конце [19]80-х годов, привело Оргкомитет к выводу, что возможной и наиболее рациональной формой организации профдвижения было бы объединение на основе принципа федерализма, предполагающего добровольное вступление первичных профсоюзных организаций как в профессиональные, так и в региональные союзы и советы. Любой профорган должен создаваться с учётом мнения первичных организаций, что способствовало бы лучшей защите их интересов на соответствующем уровне. Эти выборные органы, по мнению авторов новой концепции деятельности профсоюзов, могли бы строиться на основе прямого делегирования представителей от первичных организаций с правом отзыва и замены своих делегатов. Такой принцип формирования профорганов позволил бы им поддерживать постоянную прямую связь с профсоюзными массами и не формально, а по существу выражать их интересы. Решения в этом случае должны были приниматься, как правило, на условиях консенсуса. В случае возможных разногласий меньшинство должно иметь право на защиту своих позиций.
Построенные таким образом профессиональные союзы и региональные объединения профсоюзных организаций могли бы как членские организации входить в состав Федерации Независимых Профсоюзов РСФСР.
Новая концепция профсоюзного движения России включала в себя понятие «независимые профсоюзы». Предполагалось, что в новых условиях, когда реальностью становился переход к рыночным отношениям, многообразию форм собственности и развитию многопартийности, профсоюзы могут выполнять свои защитные функции только будучи полностью независимыми от любых политических организаций, государственных, хозяйственных и административных органов. Их независимость и самостоятельность - в принятии и проведении в жизнь своих собственных платформ, в выдвижении альтернативных государственных программ, в избрании руководящих органов без постороннего вмешательства и опеки.
По замыслу Оргкомитета провозглашение федерации означало не разрушение сложившихся структур, а консолидацию профдвижения в республике на новых принципах: федерализма и независимости. Федерализм понимался как добровольность вступления в федерацию и свободный выход из неё; равные права всех членов федерации; самостоятельность в определении норм своей внутренней жизни и направлений деятельности; коллегиальность в работе руководящих органов федерации, их подотчётность членским организациям; уважение мнения меньшинства, право меньшинства на защиту; солидарность членских организаций в реализации целей и задач федерации.
Федерация должна быть открыта всем профсоюзным и профессиональным объединениям РСФСР.
Докладчик подчеркивал, что следует продолжить уже начавшийся процесс создания отраслевых республиканских комитетов, по существу, основы для формирования будущих профсоюзов России, а также совершенствование принципов образования краевых и областных совпрофов[1]. В целях лучшего представления и защиты специфических профессиональных интересов людей труда предлагалось в рамках профессиональных союзов создавать узкопрофессиональные группы трудящихся (ассоциации, гильдии, объединения и т[ак] д[алее]). На съезде декларировалось, что новые профсоюзы в равной степени защищают интересы трудящихся, занятых на предприятиях разных форм собственности».
Поскольку большинство российских отраслевых профсоюзов - одних из учредителей будущей Федерации Независимых Профсоюзов РСФСР - только формировалось, Оргкомитет предлагал на Учредительном съезде обсудить основные принципы организационного строения федерации, а затем опубликовать их для последующего обсуждения на местах и, продлив мандаты делегатов съезда, через полгода провести ещё одно его заседание, чтобы оценить, как на практике идет процесс формирования членских организаций профсоюзной федерации и только после этого принять необходимые решения для последующего «добровольного и осознанного формирования российского профдвижения на принципиально новой основе».
Положения доклада, посвящённые организационному строительству, вызвали бурную реакцию зала. Всех выступавших условно можно разделить на две группы.
Первая. Не нарушать сложившийся порядок, действие Устава профсоюзов СССР, предусматривающего демократический централизм, руководящую роль коммунистической партии, подчинение нижестоящих органов вышестоящим, и избрать соответствующий этому Уставу Республиканский совет профсоюзов - Россовпроф.
Вторая. Учредить Федерацию Независимых Профсоюзов России как новую форму организации профдвижения, основными принципами которой являются федерализм, добровольность объединения первичных организаций и отсутствие диктата сверху вниз, принятие решений на условиях консенсуса, независимость от политических, хозяйственных и иных организаций. В соответствии с этим принципом республиканский орган - Совет Федерации формируется прямым делегированием от членских организаций.
В результате длительной дискуссии съезд большинством голосов принял основные принципы организационного строения и деятельности Федерации Независимых Профсоюзов РСФСР, предложенные Оргкомитетом.
Выборы Председателя Федерации Независимых Профсоюзов РСФСР прошли вполне демократично, на альтернативной основе.
Абсолютным большинством голосов (за - 1085, против - 403) Председателем ФНПР был избран И.Е. Клочков. Заместителями Председателя стали В.И. Романов и Н.Д. Малахаткина.
Сразу же после съезда состоялся Iпленум Совета ФНПР, на котором был утверждён состав Президиума Совета ФНПР.
Таким образом, 21-23 марта 1990 года в России было провозглашено создание профсоюзного объединения нового типа - Федерации Независимых Профсоюзов РСФСР (ФНПР). Были утверждены Основы организационного строения и деятельности (Устав) и избраны руководящие органы Федерации.
Спустя месяц, 24 апреля 1990 года, состоялся IIпленум Совета ФНПР.
Его целью было определить пути реализации решений Учредительного съезда, касающихся структуры и организационной работы Совета Федерации.
II пленум подтвердил вывод Учредительного съезда о переходе к принципу федерализма как основе организационного строения и деятельности всех структур Федерации, а также о необходимости сочетания прямого представительства членских организаций в Совете Федерации и Президиуме с их периодической ротацией. Однако механизм ротации руководящих профсоюзных кадров не был определён.
На пленуме подчёркивался приоритет выборного профсоюзного органа над профсоюзным аппаратом, нанимаемым по контракту на период полномочий профоргана.
В целях углубления демократических начал в работе Федерации создавались постоянные комиссии из членов Совета Федерации, которые должны были заниматься изучением важнейших проблем профсоюзной деятельности и разработкой мер по совершенствованию защиты социально-трудовых прав и интересов работников в органах государственной власти и управления. Предполагалось, что подобная организация работы через комиссии сделает Совет и Президиум способными готовить и принимать решения, а не подтверждать только то, что сделано аппаратом. Участники пленума полагали, что тем самым они изменят всю систему организации взаимоотношений между выборным органом и аппаратом.
Перед сформированными профсоюзными структурами ставилась серьёзная задача обеспечения стабильной работы ФНПР укрепления и увеличения её рядов. Для этого требовалось разработать механизм взаимоотношений всех звеньев Федерации, порядок вступления и выхода из неё, а также наметить пути продолжения начавшейся реформы профсоюзного движения. Необходимо ещё раз подчеркнуть, что формирование новой общероссийской структуры происходило в условиях пока ещё существующего СССР.
Реформирование профдвижения
Первые итоги деятельности Федерации подвёл III пленум Совета ФНПР, состоявшийся 18-19 июля 1990 года в Москве. Среди различных вопросов, обсуждавшихся на пленуме, важное значение имели вопросы, связанные с продолжением строительства Федерации и реформированием профдвижения. В докладе Председателя ФНПР подчёркивалось, что всем профсоюзным структурам необходимо видоизмениться. Процесс должен идти снизу вверх и затронуть все существующие структуры. Особенно необходимы преобразования в первичных профсоюзных организациях, где существует разрыв между профкомом, его председателем и членами профсоюза. Во многом это результат того, что профкомы ограничивались распределительными функциями, решали проблемы культуры, спорта, пионерлагерей, но не занимались вопросами зарплаты, условий труда, не выдвигали законных требований к администрации, органам власти, как этого требовала новая роль профсоюзов.
Пленум требовал серьёзного реформирования региональных советов профсоюзов, справедливо оценивая их предыдущую деятельность в качестве бюрократического придатка командной системы. Характерными признаками совпрофов были заорганизованность, командные методы, нежелание избавиться от синдрома подчиненности партийному начальству.
Докладчик подчеркивал, что профсоюзная структура должна с головы встать на ноги: «Основное звено профсоюзов - первичная организация, где работает человек, платит свои взносы, сталкивается с реальными проблемами, ищет поддержки и защиты в своём профсоюзе. А всё, что над первичной организацией, - это структуры, созданные ею и ей подотчётные, которым делегируется часть прав и полномочий».
После Учредительного съезда ФНПР проходил активный процесс образования российских профессиональных союзов и реформирования межсоюзных объединений на широкой демократической основе. Часть профсоюзных работников в центре и на местах пыталась заключить реформирование профсоюзного движения в определённые рамки с тем, чтобы сохранить свою руководящую роль. Во многих случаях это удавалось. Но, тем не менее, процесс реформирования профсоюзного движения стал приобретать необратимый характер.
Второй этап Учредительного съезда
Ко второму этапу Учредительного съезда (сентябрь 1990 г.) ФНПР объединяла 94 членские организации: 75 региональных профсоюзных объединений и 19 отраслевых профсоюзов. В их состав входили свыше 328 тыс[яч] первичных организаций, 946 обкомов, крайкомов профсоюзов и советов председателей профкомов, объединяющих около 54 млн. членов профсоюзов, или 70% от их общей численности в РСФСР.
В повестке дня среди других были два организационных вопроса: «О ходе формирования Федерации Независимых Профсоюзов РСФСР и программе её действий» и «О дополнениях и изменениях к основным принципам организационного строения и деятельности Федерации Независимых Профсоюзов РСФСР».
Председатель ФНПР, подводя итоги строительства Федерации, констатировал, что «ФНПР уже не на распутье: ориентиры определены, выбор сделан. Наши членские организации обретают независимость, а, следовательно, руководствуются отныне лишь собственной совестью, чувством ответственности и требованиями человека труда. Идёт процесс преодоления синдрома огосударствления, подчинённости партийным комитетам, зависимости от хозяйственных органов управления, отказа от многих не свойственных профсоюзам прежних функций». Но «...пройден только первый, начальный этап строительства Федерации. Процесс глубокого реформирования структур должен быть продолжен с ещё большей энергией».
В докладе Председателя ФНПР подчёркивались нерешённые до конца организационные проблемы: преобразование в духе времени первичных профсоюзных организаций - основного звена профсоюзов, о чём говорилось и на предшествовавших второму заседанию Учредительного съезда пленумах Совета ФНПР.
Особую озабоченность вызывало крайне медленное формирование российских профсоюзов. Необходимо «восстановление и организационное оформление российских профсоюзов в тех отраслях, где до сих пор эти функции по совместительству пытаются выполнять союзные ЦК профсоюзов». В выступлении заместителя Председателя ФНПР В.И. Романова указывалось, что из 31 отраслевого профсоюза СССР, действующего на территории республики, только в 11 были российские профорганы, центральные и республиканские комитеты; в 2 ЦК - образованы бюро ЦК профсоюза по РСФСР; в 8 - советы председателей комитетов профсоюзов среднего звена, по существу, не обладающие достаточными правами и полномочиями. В 10 центральных комитетах (одна треть) пока вообще не намерены что-либо менять, то есть ни шагу в сторону российских профсоюзов.
Действительно, это была серьёзная проблема. Сложившееся положение расценивалось как осознанная попытка некоторых руководителей и работников аппарата, находящихся в плену старого стереотипа привязки отраслевых профсоюзов к министерствам и ведомствам, не желающих создавать самостоятельные отраслевые профсоюзы, действующие в России в интересах её тружеников, сохранить централизованное руководство профсоюзами. Было необходимо коренное преобразование региональных советов профсоюзов на принципах федерализма, равноправия, добровольности, выполнения ими чётко определенного и строго ограниченного круга делегированных им полномочий в интересах своих членских организаций.
У многих вызывала недоумение парадоксальная ситуация с профсоюзным членством, когда в одном профсоюзе состоят все - от рабочего до директора и министра. Докладчик отмечал правомерность постановки такого вопроса, но позиция его сводилась к тому, что размежевание работодателей и наёмных работников по разным союзам - процесс, требующий длительного времени.
Продолжительную дискуссию на съезде вызвали «Основы организационного строения и деятельности Федерации Независимых Профсоюзов РСФСР».
Удивительно, но факт, что первая редакция «Основных принципов...», принятая на первом заседании Учредительного съезда, была ближе к федерализму, чем вторая. В ней говорилось о том, что членские организации «[...] выполняют решения Федерации и её органов, принятые в соответствии с основными принципами организационного строения, информируют руководящие органы Федерации о своей деятельности». В редакции этого документа, принятого на втором заседании съезда, такие положения отсутствовали. В п[ункте] 2.4 было записано: членские организации, руководствуясь настоящими Основами, «поддерживают деятельность Федерации активными действиями в соответствии с тактикой, разработанной съездом». Более того, как показывает анализ стенограммы, съезд пош`л на поводу у отдельных делегатов, которые, очевидно, не понимали сущности принципа независимости профсоюзов и усмотрели его нарушение в формулировке о том, что «членские организации информируют Федерацию о своей деятельности». Другими словами, они извратили суть принципа независимости профсоюзов (от государства, политических партий, общественных организаций, хозяйственных органов), применив его во внутрисоюзных отношениях. Это привело к разрыву внутренних связей в Федерации (напомним, что «федерация» в переводе с латинского союз, союз же - это тесное единение нескольких лиц, групп, организаций), а позднее к отрыву местных организаций от центра и обособленности первичных профсоюзных организаций.
В разделе II «Членство в Федерации» «Основ организационного строения...» было записано, что членами Федерации «могут быть профессиональные союзы РСФСР организации отраслевых профсоюзов СССР (до момента образования самостоятельного Российского республиканского отраслевого профсоюза), действующие в республике региональные межсоюзные организации профсоюзов, представляющие интересы профсоюзных организаций союзных и автономных республик, кра`в, областей, первичные профсоюзные организации (если профессиональный союз и региональная межотраслевая организация профсоюзов, в состав которой входит эта организация, не являются членами Федерации) и другие профессиональные формирования, действующие в Российской Федерации.
Закрепление в Уставе Федерации такого неоднородного членского состава можно объяснить только стремлением руководителей ФНПР и работников её аппарата задержать тенденцию распада профдвижения РСФСР и сохранить в её составе профсоюзные структуры разных уровней и рядовых членов профсоюза. Ведь в это время, в условиях разрушения монополии ВЦСПС, появления предприятий различных форм собственности, параллельно с ФНПР начали создаваться новые самостоятельные профсоюзы.
Ещё в мае 1989 года возникло Объединение социалистических профсоюзов (СОЦПРОФ)[2]; в ноябре 1989 года - Российский профессиональный союз работников среднего и малого бизнеса; в июне 1990 года - Ассоциация свободных профсоюзов малых, арендных, акционерных, коллективных, кооперативных и иных предприятий (АСПС МАККИП); в октябре 1990 года создан Независимый профсоюз горняков России (НПГР) и др[угие].
Заключение
Итак, 19 сентября Учредительный съезд профсоюзов РСФСР принял важнейшие документы, определившие сущность, цель и задачи нового профцентра, принципы взаимодействия профцентра с правительством, политическими партиями, общественными организациями. В их числе были постановления по организационным вопросам: «О формировании Федерации Независимых Профсоюзов РСФСР и программе её действий»; «Об Основах организационного строения и деятельности Федерации Независимых Профсоюзов РСФСР (Устав)».
В преамбуле постановления о формировании Федерации и программе её действий подчеркивалось, что ФНПР выступает за конструктивное сотрудничество с новым российским правительством, стремится найти пути взаимодействия с обновляющимися профсоюзными структурами и набирающим силу рабочим движением. Федерация открыта всем профсоюзам и профсоюзным объединениям, которые признают её цели, задачи и принципы деятельности, и считает нужным подчеркнуть, что вступление в Федерацию на основе коллективного членства должно и впредь быть глубоко осмысленным и добровольным шагом.
Анализ организационных документов, принятых съездом, позволяет сделать ряд существенных выводов.
Во-первых, формирование членских организаций ФНПР проходило в чрезвычайно сложных условиях (ещё существовал СССР, и профсоюзные руководители и работники профсоюзного аппарата на территории РСФСР действовали осторожно, с оглядкой на ВЦСПС, а зачастую фактически тормозили процессы преобразований). Особенно это касалось формирования российских отраслевых профсоюзов.
Во-вторых, наблюдается противоречивость формулировок в Уставе ФНПР. В нём фактически закреплялся не федеративный, а конфедеративный принцип профсоюзного объединения РСФСР, хотя об этом не говорилось ни в названии, ни в основных документах профцентра.
Наконец, ФНПР продолжала линию, верную ВЦСПС конца [19]80-х годов, направленную на расширение прав первичной профсоюзной организации. Но формулировки, закреплённые в решениях съезда, способствовали не только самостоятельности, а вели к обособленности первичных профорганизаций.
Все это в определенной мере объясняет состояние Федерации в последующие годы.
Социологические исследования, проведённые в то время в разных регионах, свидетельствовали, что воссоздание и реформирование профсоюзного движения России зачастую проходило без коренных преобразований, не путём «добровольного» «осознанного» «объединения снизу вверх», на которое надеялись учредители Федерации, а чисто механически. Члены профсоюзов оказывались в стороне от происходящего. Результаты опроса профсоюзного актива предприятий местной промышленности и сферы услуг Москвы, проведённого в декабре 1990 года, подтверждали то, что профактив слабо ориентировался в вопросах функционирования ФНПР. Так, 80% опрошенных не смогли назвать различия между принципами ВЦСПС и ФНПР, 25% не расшифровали аббревиатуру ФНПР, 3% вообще не слышали о ФНПР.
На вопрос российских коллег о том, как можно убедить трудящихся России в том, что ФНПР - это профобъединение нового типа, функционер Всеобщего союза трудящихся Испании, возникшего после падения франкистского режима, Селия дель Реаль ответила: «Сразу это сделать не удастся, уйдёт два-три года напряженного труда по защите прав и интересов рабочих, инженерно-технических работников, служащих, прежде чем в их мышлении произойдут определённые сдвиги в сторону переосмысления роли российских профсоюзов. Если же деятельность ФНПР не будет продуктивной и ей не удастся завоевать авторитет, то, скорее всего, она будет отторгнута трудящимися».
Источники
-
Закон РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». (Постатейный комментарий). - М.: НЦП-АТиСО, 1996.
-
Трудовой кодекс Российской Федерации. - М.: Омега-Л, 2008.
-
Устав Федерации Независимых Профсоюзов России – М.,2001
-
История профсоюзов России: Этапы, события, люди. – М.,1999.
-
Учредительный съезд профсоюзов РСФСР.21-23 марта 1990: Стенографический отчёт. – М.: Профиздат, 1990. – 433 с.
-
Официальный сайт ФНПР. http://www.fnpr.ru/
Источник: http://perviydoc.ru
[1] Совпроф – территориальный Совет профсоюзов. – прим. В.Б.
[2] Точнее, СОЦПРОФ возник в апреле 1989 года. – В.Б.