Март 1921 г. Проект был предложен Л.Д. Троцким, Н.И. Бухариным и другими делегатами съезда.
«Введение.
Широкая партийная дискуссия по поводу профессиональных союзов сыграла уже ту положительную роль, что помогла уяснению действительных разногласий и устранению мнимых расхождений и простых недоразумений.
В результате дискуссии можно установить наличность в партии трёх точек зрения в вопросе о профсоюзах.
Позиция «десяти» по существу санкционирует старую практику президиума В.Ц.С.П.С. и тем самым отказывается от того «радикального изменения методов и темпа работы» профсоюзов, необходимость которого установил ещё IX съезд партии. Позиция «десяти» закрывает глаза на глубокий кризис профсоюзов, выражающийся в чрезвычайной оторванности союзных органов от хозяйства и в несоответствии между методами и приёмами союзной работы и стоящими перед союзами производственными задачами. // (с. 552)
Справедливо подчёркивая необходимость решительного перехода всех союзов к методам рабочей демократии, позиция «десяти» закрывает, однако, глаза на тот факт, что сами по себе методы демократии внутри союзов — без изменения положения и роли союзов в рабочем государстве - не разрешают вопроса и не дают выхода из кризиса.
В области своих практических выводов платформа «десяти», хотя и делает ряд отдельных уступок нашим взглядам, в общем и целом сохраняет и освещает обособленность профессиональных и хозяйственных организаций, между которыми происходят лишь время-от-времени «соглашения» (или столкновения).
Платформа «Рабочей оппозиции» исходит из вполне законного и правильного стремления сосредоточить в руках профсоюзов управление промышленностью, но даёт этому стремлению безусловно неправильное как с теоретической, так и с практической точки зрения выражение, всё больше уклоняющееся в сторону синдикализма.
Игнорируя тот факт, что наши хозяйственные органы возникли при содействии самих же профсоюзов и при всех своих бюрократических чертах заключают в себе накопленный организаторский хозяйственный опыт рабочего государства, «Рабочая оппозиция» предлагает просто поставить крест над всем предшествующим хозяйственным строительством и, вместо преобразования и орабочения сложившихся хозяйственных органов, пытается механически заменить их выборным представительством рабочих, начиная с завода и рудника и кончая высшими хозяйственными учреждениями республики.
Такое разрешение вопроса неизбежно повело бы — независимо от намерений авторов этих предложений — к взаимному обособлению фабрик и заводов, к разрушению централизованного общехозяйственного аппарата и к утрате партией руководящего влияния как на союзы, так и на хозяйство.
Наша платформа — производственная в противовес профессионалистской — исходит из признания переживаемого профсоюзами глубокого кризиса, причинами которого являются не только крайнее сужение методов рабочей демократии, имевшее место в истекший период, но и прежде всего крайне неопределённое положение союзов в рабочем государстве, чрезвычайное ослабление связи союзных органов с хозяйственными и крайне недостаточное влияние союзов на организацию производства.
Оттенки, которые имелись в отношении к методам союзной демократии, оказались совершенно несущественными и в процессе дискуссии сошли на-нет. Это не только дало возможность окончательного объединения «производственной» платформы с «буферной», но и позволило нам вопрос о рабочей демократии формулировать в тех же выражениях, как это сделано в платформе «десяти». (См[отрите] раздел «Методы убеждения и методы принуждения в профсоюзах».) Мы избрали эту формулировку для того, чтобы отнять возможность дальнейшего перенесения прений в плоскость вопроса, кто за, кто против рабочей демократии. В этой области, как мы утверждали с самого начала, в партии разногласий нет. Съезду придётся только зафиксировать всё возрастающее применение методов рабочей демократии во всех областях жизни и работы и в первую голову в профсоюзах.
Мы придали нашим тезисам форму проекта постановления X съезда партии и приблизили построение нашего проекта к проекту «десяти» для того, чтобы облегчить всем товарищам изучение и сравнение обоих документов. Мы устранили из первоначальных тезисов всё то, что имело задачей лишь осветить вопрос, но по существу не могло войти в постановление съезда. Мы устранили те формулировки, которые возбуждали — законные или незаконные — недоразумения, во всех тех случаях, когда это не подрывало существа нашей позиции. Так, мы не включили в текст нашего проекта термин «производственная демократия», который сперва // (с. 553) пользовался молчаливым или открытым признанием наших противников, а затем стал вызывать нападки, столь же острые, сколь и несостоятельные. Мы спорим из-за существа, а не из-за формы, из-за вещи, а не из-за имени. Словом, мы сделали всё, чтобы свести разногласия к их действительной принципиальной и практической сути. В настоящий момент каждый член партии может с наименьшей затратой времени уяснить себе, в чём мы все согласны и в чём действительно расходимся.
* * *
Профкомиссия Ц.К. под председательством тов[арища] Зиновьева первоначально стремилась найти общую линию с «Рабочей оппозицией» в вопросе о профсоюзах,— стремление вполне законное, ибо «Рабочая оппозиция», какие бы недопустимые преувеличения ни делали руководители этой группы, заключает в себе много ценных партийных элементов. Однако та платформа, которая была выработана комиссией тов[арища] Зиновьева, не только не дала сближения, но, наоборот, углубила расхождение с «Рабочей оппозицией», оттолкнув последнюю ещё более в сторону синдикализма.
«Рабочая оппозиция» — если оставить в стороне её верхушечные элементы— питалась и питается тенденциями двоякого порядка: во-первых, недовольством жёстким характером партийного и советского централизма в прошлую эпоху, во-вторых, протестом против понижения роли и значения профсоюзов в производстве. Всячески выдвигая, подчёркивая, преувеличивая разногласия, будто бы существующие в области применения военных методов, принуждения и убеждения, «перетряхивания» сверху и пр[очее] и пр[очее], группа тов[арища] Зиновьева именно на почве этих преувеличений искала сближения с «Рабочей оппозицией», совершенно замалчивая коренные разногласия с этой последней в вопросе о хозяйственной роли союзов. Когда же выяснилось со всею отчётливостью, что, отстаивая методы рабочей демократии для профсоюзов, комиссия тов[арища] Зиновьева но сделала ни шага вперед в вопросе о повышении производственной роли союзов, — «Рабочая оппозиция» не только отшатнулась от этой платформы, но и увеличивает за последнее время в профессиональных организациях своё влияние.
Не только рост рабочей демократии в союзе, но и рост влияния союзов в производстве; «школа коммунизма» — прежде всего в смысле производственного воспитания масс и их уполномоченных; организационное сочетание и сращивание союзных и хозяйственных органов и орабочение хозяйственного аппарата на основе всё возрастающей роли союзов, как массовых организаций,— такова защищаемая нами линия в отличие как от профессионалистской бесформенности, нашедшей своё выражение в платформе «десяти», так и от всё более возрастающего уклона «Рабочей оппозиции» к синдикализму.
Сущность переживаемого профсоюзами кризиса.
1. По вопросу о роли и задачах профессиональных организаций в эпоху диктатуры пролетариата наша партийная программа говорит: «Организационный аппарат обобществлённой промышленности должен опираться в первую голову на профессиональные союзы. Они должны всё больше освобождаться от цеховой узости и превращаться в крупные производственные объединения, охватывающие большинство, а постепенно и всех поголовно трудящихся данной отрасли производства.
Будучи уже, согласно законов Советской республики и установившейся практики, участниками всех местных и центральных органов управления промышленностью, профессиональные союзы должны придти к фактическому сосредоточению в своих руках всего управления всем народным хозяйством, как единым хозяйственным целым. Обеспечивая, таким образом, неразрывную связь между центральным государственным управлением, // (с. 554) народным хозяйством и широкими массами трудящихся, профессиональные союзы должны в самых широких размерах вовлекать последние в непосредственную работу по ведению хозяйства. Участие профессиональных союзов в ведении хозяйства и привлечение ими к этому широких масс является вместе с тем и главным средством борьбы с бюрократизацией экономического аппарата Советской власти и даёт возможность поставить действительно народный контроль над результатами производства».
2. Совершенно очевидная и бесспорная мысль партийной программы состоит в том, что овладение союзами производством — под руководством партии и контролем рабочего государства — есть не единовременный акт, но длительный процесс воспитания, организации и группировки рабочего класса на основе строящегося социалистического хозяйства.
Самый процесс этот, как свидетельствует уже проделанный опыт, проходит через разные этапы, которым соответствуют различные формы участия союзов в организации хозяйства.
Так, после Октября [1917 года] рабочий класс — главным образом через посредство профессиональных союзов — выделил из себя первые простейшие органы для овладения национализированными предприятиями.
По мере дальнейшего развития хозяйственных учреждений, их специализации и пр[очее], совершалось их неизбежное на этой стадии обособление от профессиональных союзов. Рост самостоятельности хозяйственных органов повлёк за собою неизбежные явления параллелизма, борьбы компетенций, организационных трений и конфликтов. Усилия хозяйственных органов направляются в этот период специализации и размежевания на то, чтобы ввести союзы в известные пределы, ограничив их вмешательство в хозяйственную жизнь.
В том же направлении действовал сдвиг всех усилий и всего внимания партии в сторону фронтов. Хозяйственные задачи разрешались применительно к потребностям войны и преимущественно чрезвычайными мерами. Вопросы профессионального движения отступили на второй и третий план.
Эти две основные причины — обособление хозяйственных органов и война — привели к несоответствию между методами и приёмами работы в профсоюзах и стоящими перед ними хозяйственными задачами, что и было признано IX съездом партии.
Воина с белой Польшей и Врангелем помешала партии осуществить то «радикальное изменение приёмов и темпа работы союзов», которого требовал IX съезд. Фактически за истекший год обособление хозяйственных органов от союзных, в особенности центральных, ещё более усилилось, что, в сочетании с указанным выше несоответствием методов работы и задач профсоюзов, и составляет существо переживаемого профессиональными союзами глубокого внутреннего кризиса.
3. Необходимо величайшее напряжение со стороны не только передовых работников союзов, но и всей партии в целом, для того, чтобы в возможно короткий срок оживить, возродить и идейно укрепить союзы, создать более тесную и правильную связь союзов с органами хозяйства, установить соответствие методов союзной работы с хозяйственными задачами и тем обеспечить всё возрастающее влияние союзов на организацию производства. Такова задача партии в открывающуюся эпоху хозяйственного строительства.
Профсоюзы, как опора партии.
4. Приступая вплотную к своей основной работе по организации хозяйства, союзы должны не только сохранить, но и развить и углубить свой характер массовых организаций рабочего класса, систематически и // (с. 555) неутомимо вовлекающих в жизнь советского государства миллионы трудящихся, вплоть до наиболее отсталых и тёмных слоёв города и деревни.
Действительное, т[о]-е[сть] живое и сознательное, а не только формальное объединение миллионов рабочих в профсоюзах может быть достигнуто не иначе, как на почве активного и творческого участия самих союзов в хозяйственной жизни страны.
В свою очередь, только вовлечение союзами в сознательную хозяйственную работу миллионов пролетариев может твёрдо обеспечить партии её основную классовую опору и тем самым дать возможность Советской власти справиться со всеми теми затруднениями, которые вытекают из раздробленности, хозяйственной и политической отсталости многомиллионных крестьянских масс.
Воспитательная работа союзов («школа коммунизма»).
5. Превращение профессиональных союзов в производственные — не по имени только, но по содержанию работы и по методам её — представляет собою величайшую задачу нашей эпохи.
Воспитательная работа союзов, позволяющая говорить о союзах, как о школе коммунизма, радикально меняет своё содержание и методы. Если при буржуазном строе союзы выполняли свою воспитательную работу преимущественно на основе экономической классовой борьбы, то в нынешних условиях главная воспитательная работа союзов может развернуться только на основе всё возрастающего вовлечения масс в дело организации производства.
6. Крупная и мелкая повседневная работа союзов, охватывающая разные стороны жизни и быта рабочих масс и включающая в себя борьбу против явлений бюрократизма, произвола и пр[очего], чем дальше, тем больше должна и будет переносить центр тяжести на почву организации самого хозяйства: забота о жилищах рабочих, одежде, книгах, газетах, театрах и пр[очем] будет давать осязательные результаты лишь при условии успехов в соответственных отраслях хозяйства, что, в свою очередь, связано с ростом производственного значения соответственных союзов (строителей, [рабочих] иглы, печатников и пр[очее] и пр[очее]).
7. Производственный союз должен охватывать всех работников, необходимых данной отрасли хозяйства, от чернорабочего и до наиболее квалифицированного инженера, подчинённого режиму классовой пролетарской организации.
Союз должен вести учёт своих членов под производственным углом зрения, имея всегда достаточно полную и точную характеристику производственной ценности каждого работника.
Союз должен всё больше и больше налагать определённые союзные обязанности на всех работников, занимающих те или другие административные и технические посты. Работа для союза должна составлять необходимое и обязательное дополнение к административно-производственной работе.
8. Нужно, чтобы рабочая масса прониклась сознанием, что лучше всего защищают её интересы те, которые повышают производительность труда, возрождают хозяйство, увеличивают количество материальных благ. Нужно, чтобы такого рода организаторы и администраторы, поскольку они удовлетворяют необходимым политическим требованиям, выбирались в руководящие органы союзов наряду с рабочими, продолжающими работать у станка, и наряду со специальными работниками-профессионалистами.
Все выборы, выставление кандидатов, их поддержка и т[ак] д[алее] должны проходить под углом зрения не только политической выдержанности, но и хозяйственных способностей, административного стажа, организаторских // (с. 556) качеств и проверенной на деле заботы о материальных и духовных интересах трудящихся масс.
Союзы должны всеми мерами поддерживать и воспитывать новый тип профессионалиста, энергичного, инициативного хозяйственника, смотрящего на экономическую жизнь не с точки зрения распределения и потребления, а с точки зрения роста производства, не глазами требующего и договаривающегося с Советской властью, а глазами организатора хозяина.
С другой стороны, руководящие работники хозяйственных органов должны научиться ко всем вопросам производства, в том числе и к чисто-техническим, подходить прежде всего как к вопросам организации живой, всё возрастающей по своей сознательности рабочей силы.
9. Производственная пропаганда, являющаяся составной частью производственного воспитания, имеет своей задачей установить новые взаимоотношения между рабочим и производством. Если при капиталистическом строе мысль рабочего развивалась постольку, поскольку она вырывалась из тисков наёмного труда, то в настоящих условиях мысль, инициатива и воля трудящихся должны сосредоточиваться прежде всего на лучшей постановке самого производства и его органов, на более правильном построении и применении инструментов и станков, на механизации и машинизации производства, на научной его организации в пределах мастерской, завода, района, страны, на более правильном построении правлений, главков, комиссариатов и пр[очем].
Эта детальная, неутомимая, снова и снова возобновляемая на основе практического опыта агитация и пропаганда — преимущественно делом и примером, но также устным и печатным словом—должна отныне составить важнейшую часть работы профессиональных союзов. Одним из надёжнейших критериев жизненности и ценности союза явится деловитость, конкретность и успешность его производственной пропаганды.
Огосударствление профсоюзов.
10. Фактически огосударствление профсоюзов зашло уже чрезвычайно далеко, поскольку дело идёт о воздействии государства на рабочего: через посредство профсоюза государство берёт рабочего на учёт, ставит его на определённую работу, нормирует и тарифицирует его труд и карает его за нарушения трудовой повинности и дисциплины.
Другая сторона процесса огосударствления — воздействие производственно объединённых рабочих на организацию хозяйства — значительно отстала в своём развитии. Между тем, только развитие этой второй стороны огосударствления способно обеспечить правильное положение союзов внутри рабочего государства и дать возможность самым широким массам трудящихся осмыслить социалистический характер проводимого через союзы режима трудовой повинности, без чего немыслим широкий и устойчивый хозяйственный подъем.
11. Постепенное сосредоточение в руках союзов всего управления производством, как того требует наша программа, означает тем самым планомерное превращение союзов в аппараты рабочего государства, т[о]-е[сть] постепенное сращивание союзных и советских органов.
Дело идёт не о провозглашении союзов государственными органами, а об их фактическом превращении в производственные организации, охватывающие под руководством государства каждую отрасль промышленности со всех сторон и ответственные за интересы как производства, так и производителей.
Огосударствление есть, следовательно, не единовременный юридический акт, но длительный творческий процесс, совершающийся этапами, в соответствии с действительным ходом коммунистического строительства // (с. 557) и воспитания. Нужно внимательно и тщательно определять эти этапы, учитывая общий уровень массы и особенности отдельных отраслей промышленности. Темп развития может быть различным в зависимости от основных условий, в которых будет протекать наше развитие в целом в ближайший период. Но нужно, чтобы направление развития профсоюзов было ясно всем их работникам и определяло собою каждый шаг вперёд. Нужно, чтобы фактическому огосударствлению союзов в смысле организации ими живой рабочей силы для производства соответствовало возрастающее воздействие самих союзов на организацию хозяйства.
12. Укрепление позиций профессиональных союзов в области хозяйства является самой действительной формой борьбы против бюрократизма. Наша партийная программа говорит, что именно «участие профессиональных союзов в ведении хозяйства и привлечение ими к этому широких масс является главным средством борьбы с бюрократизацией экономического аппарата». Таким образом, борьба с бюрократизмом не есть самодовлеющая задача, которая может быть разрешена при помощи отдельных организационных приемов, но является прежде всего составной частью работы профсоюзов по производственному воспитанию масс и фактическому овладению производством. Отсюда, в частности, вытекает тот вывод, что, в области борьбы с бюрократизмом, рабочему государству надлежит расходовать свои силы не столько на создание всё новых контрольных органов, сколько на выправление и улучшение существующих хозяйственных органов путём сочетания их с массовыми производственными союзами.
Методы убеждения и методы принуждения в профсоюзах.
13. Главным методом профсоюзов является не метод принуждения, а метод убеждения, что нисколько не исключает того, что профсоюзы, в случае надобности, успешно применяют и методы пролетарского принуждения (мобилизация десятков тысяч членов профессиональных союзов на фронты, дисциплинарные суды и пр[очее]). Перестройка профессиональных организаций сверху совершенно нецелесообразна. Методы рабочей демократии, сильно урезанные в течение трёх лет жесточайшей гражданской войны, должны быть в первую очередь и шире всего восстановлены в профессиональном движении. В профессиональных союзах прежде всего необходимо осуществить широкую выборность всех органов профессионального движения и свести к действительно неизбежному минимуму применение назначенства. Профессиональная организация должна быть построена на принципе демократического централизма. Вместе с тем в сфере профессионального движения особенно необходима самая энергичная и планомерная борьба с вырождением централизма и милитаризованных форм работы в бюрократизм и казёнщину. Вызываемая необходимость милитаризации труда увенчается успехом лишь в той мере, в какой партия, Советы и профсоюзы сумеют объяснить необходимость этих методов для спасения страны самым широким массам трудящихся и организационно втянуть в эту работу хотя бы наиболее передовые слои этих трудящихся масс.
Партия и союзы.
14. В виду исключительной важности, какую в ближайший период приобретает профессиональное движение, партия должна уделить ему несравненно больше внимания, чем это было до сих пор, и усилить партийное руководство всем профдвижением. Это руководство должно, главным образом, заключаться в идейном направлении всей работы профсоюзов, но отнюдь не превращаться в мелочную опеку над ними и чрезмерное вмешательство в их текущую работу. Коммунистические фракции профсоюзов // (с. 558) в центре и на местах подчиняются партийным организациям на основе устава партии. Подбор руководящего персонала профдвижения должен протекать при направляющем контроле партии, которая через партийные фракции в союзах обеспечивает занятие передаваемыми и рекомендуемыми ею работниками соответственных руководящих постов в профессиональных организациях и хозяйственных органах. Но партийные организации должны особенно тщательно проводить нормальные методы пролетарской демократии именно в профсоюзах, где более всего отбор руководителей должен делаться самими организованными массами.
15. Таким образом будут созданы условия, при которых партийным организациям, при полном сохранении в их руках общего руководства, не придётся вторгаться во внутреннюю работу союзов по частям, и органы профсоюзов, руководимые коммунистическими фракциями, получат возможность гораздо более самостоятельно, планомерно, систематически учитывать и распределять своих работников, ставить их на те или другие хозяйственные посты с соблюдением необходимой преемственности в работе, путём учета их стажа, ведения аттестационных списков и пр[очее] и пр[очее].
Профсоюзы и политотделы.
16. В прошлый период, когда внимание и силы партии были направлены преимущественно на фронты, партии приходилось, под давлением хозяйственной необходимости, создавать особые органы — политотделы, для выполнения в чрезвычайном порядке тех задач, с которыми оказывались не способны справиться соответственные профсоюзы. В таком порядке был создан, как временный орган, Главполитпуть, при чём IX съезд партии возложил на него «принятие исключительных мер, которые вытекают из ужасающего распада транспорта и имеют своей задачей нетерпящими отлагательства мерами предотвратить полный его паралич и связанную с этим гибель Советской республики».
X съезд констатирует, что та непосредственная хозяйственная задача, ради которой создавался Главполитпуть, была им достигнута (что засвидетельствовано в постановлении VIII съезда Советов по докладу Н.К.П.С.[1]), и признаёт правильной ликвидацию Главполитпути.
17. В.Ц.С.П.С.[2], как орган, объединяющий несколько миллионов членов профессиональных союзов, усилиями всей партии должен быть превращён в мощную организацию, способную действительно выполнить те гигантские задачи, которые стоят перед всероссийским профессиональным движением, и укрепить союзное единство и дисциплину.
X съезд Р.К.П. подтверждает заявление IX съезда партии, гласящее:
«Если перед пролетариатом, как классом, стоит задача перехода к работе по-военному, т[о]-е[сть] к величайшей точности, исполнительности, ответственности, быстроте работы, её напряженности, беззаветному самопожертвованию со стороны работников, то это в первую очередь относится к органам промышленной администрации вообще и, следовательно, к профсоюзам». Красную армию нельзя было построить, не уничтожив выборных комитетов старого типа. А народное хозяйство, наоборот, нельзя поднять на должную высоту, не развивши и не поднявши в то же время организации профсоюзов, основанной на методах рабочей демократии.
18. Решительный переход к вовлечению и воспитанию широких масс, обсуждению массами всех основных вопросов, выборности снизу доверху, т[о]-е[сть] к методам рабочей демократии,— должен быть проведён во всех союзах.
В то же время X съезд констатирует, что сам по себе переход к методам рабочей демократии внутри союзов — без изменения положения и роли самих союзов в рабочем государстве — не разрешает коренного вопроса социалистического хозяйственного строительства. // (с. 559)
Практические мероприятия.
19. Нынешнее положение, когда В.Ц.С.П.С. и центральные комитеты отдельных производственных союзов остаются вне основной хозяйственной работы, отражая этим общее состояние союзных организаций, не может быть признано нормальным. Необходимо устранить такое положение, при котором почти всякий работник союза, успевший выделиться своими организаторскими, хозяйственными и административными качествами, отрывается от союза, следовательно, от массы, поглощаясь аппаратом производства.
20. Для установления более правильных взаимоотношений необходимо прежде всего, чтобы сами профсоюзы участвовали непосредственно в выработке хозяйственных планов и методов их действительного осуществления. В рабочем государстве не должно быть организационно отделённых друг от друга специалистов по организации производства и специалистов по профессиональному движению. В качестве общего принципа должно быть признано, что всякий, кто нужен социалистическому производству, тем самым нужен союзу, и, наоборот, — всякий ценный профессиональный работник тем самым должен быть участником в организации производства.
Направление всей работы союзов в эту сторону должно составить отныне существеннейшую задачу В.Ц.С.П.С. и Ц.К. союзов.
21. Для достижения внутренней согласованности в работе производственного союза и хозяйственного органа необходимо прежде всего, чтобы тот и другой были построены однородно в хозяйственно-территориальном отношении, т[о]-е[сть] включали бы в свой состав одну и ту же сумму предприятий, в соответствии со структурой и потребностями данной отрасли производства.
При перестройке и реорганизации профсоюзов, их районов и пр[очего], должно руководствоваться не только потребностями и удобствами союзного аппарата, но и прежде всего потребностями самого хозяйства.
В этих целях X съезд считает необходимым скорейшее создание центральной комиссии (В.Ц.С.П.С., с одной стороны; В.С.Н.Х.[3], Н.К.3.[4], Н.К.П.С. и пр[очие], с другой) для установления организационного соответствия между союзами и хозяйственными органами, путём соответственной перегруппировки как тех, так и других, на основе данных производственного опыта.
22. Съезды хозяйственных организаций и соответственных профсоюзов должны приурочиваться к одному и тому же времени и месту. Всероссийский съезд профсоюзов должен созываться одновременно со Всероссийским съездом совнархозов, съезд союза металлистов одновременно со съездом отделов металла и пр[очее]. То же самое в областном, губернском, районном и пр[очем] масштабе. Порядок дня этих параллельных съездов должен быть заранее согласован так, чтобы основная работа (выработка планов, построение органов и пр[очее]) могла производиться совместно, в общих секциях, комиссиях и на объединённых пленарных заседаниях обоих съездов.
Совершенно очевидно, что такой способ работы, уже ныне с успехом применяемый в отдельных местах, будет иметь крупнейшее значение для сближения союзов и совнархозов, выработки форм организационного сочетания («сращивания»), устранения вредного параллелизма, выдвигания подходящих кандидатур и пр[очего] и пр[очего].
23. При строго-централистическом характере наших союзов, как и хозяйственных органов, систематическое вовлечение масс в сознательное хозяйственное строительство, на основе определённых плановых заданий, возможно только при том условии, если руководящие органы союзов сами войдут в хозяйственную работу. // (с. 560)
Система простого делегирования представителей союзов в состав хозяйственных органов совершенно не обеспечивает, как показал опыт, организационной связи и согласованной работы между ними. Между тем, в этом именно состоит задача. Серьёзный подход к разрешению её, вытекающий из существа дела и уже оправдавший себя в отдельных случаях на опыте, должен состоять в том, чтобы в союзных и соответственных хозяйственных органах участвовало и вело работу известное число одних и тех же работников, обладающих в большей или меньшей степени как профессионалистским, так и хозяйственным стажем.
24. Нужно, чтобы личный состав президиумов В.Ц.С.П.С. и В.С.Н.Х. совпадал уже сейчас в размере от 1/3 до 1/2 общего числа членов, путём проведения такого состава соответствующими съездами. Таким образом односторонняя специализация и обособленность двух наиболее ответственных производственных коллегий будут устранены. В составе каждой из них будет часть работников, непосредственно обслуживающих административные и технические потребности производства и в то же время неразрывно связанных со всей работой массовой пролетарской организации.
25. Обе коллегии, В.Ц.С.П.С. и В.С.Н.Х., в полном составе на совместных заседаниях периодически отчитываются в своей работе, обсуждают и разрешают все принципиальные вопросы организации хозяйства и организации труда.
26. Подобный же порядок организационных взаимоотношений и совместительства от 1/3 до 1/2 членов, с обязательством правильной работы в обоих учреждениях, устанавливается по отношению к экономическим комиссариатам, отделам В.С.Н.Х., главкам и центральным комитетам соответственных производственных союзов.
27. Этот же организационный принцип применяется в отношении к низшим звеньям хозяйственных и союзных организаций (области и округа, губернии, районы и кусты, дороги, заводы, фабрики и пр[очее]).
28. В тех случаях, где административно-хозяйственный орган построен на принципе единоличия, желательно включение администратора в соответственную ячейку союза (с совещательным голосом).
Поскольку дело идёт о работнике, пользующемся полным доверием союза, желательно проведение такого администратора выборным путём в состав союзной ячейки с решающим голосом.
Если дело идёт о специалисте, которого союз по тем или иным причинам считает невозможным включить в свою ячейку, союз выделяет своего уполномоченного (комиссара), по возможности из членов союзной ячейки данного предприятия, который олицетворяет собою контроль союза над администратором-специалистом.
29. На отдельных заводах, рудниках и пр[очем] организационное и личное сочетание административных и союзных органов станет тем легче, чем решительнее союзы возьмут производственный курс, чем глубже массы усвоят производственный критерий при всякого рода выборах. Представляется вполне целесообразным назначение управляющим заводом одного из членов завкома, при условии, разумеется, подходящего лица.
30. Экономические отделы профсоюзов, усиленные лучшими административными и техническими работниками соответственных хозяйственных учреждений, должны стать могущественными орудиями улучшения всей организации хозяйства, научной постановки производства, механизации и т[ак] д[алее].
31. Соответственные ячейки на заводах (ячейки содействия производству и пр[очее]) должны стать в определённые отношения к заводоуправлению, которое обязано рассматривать все технические и организационные предложения, идущие через ячейки содействия и т[ому] п[одобные] организации, и // (с. 561) периодически отчитываться в использовании внесённых предложений по возможности перед общим собранием завода.
32. Распределение рабочей силы, охрана труда и тарифно-нормировочная регулировка его передаются органам союза. Они будут тем успешнее справляться с этой важнейшей работой, чем теснее будет их организационная связь с хозяйственными органами, применяющими рабочую силу.
Примечание. Наркомтруд[5] упраздняется с передачей его основных функций профсоюзам.
33. Конфликты между рабочими и хозяйственными органами в процессе производства разрешаются профсоюзами за их ответственностью перед Рабоче-крестьянским государством.
34. Все специалисты без исключения должны пропускаться через фильтр профессионального союза. В силу условий всего прошлого и едва завершённой гражданской войны, специалисты должны быть разбиты на три категории: 1) испытуемые (вчерашние колчаковцы, врангелевцы и пр[очие]), 2) кандидаты, 3) полноправные члены союза.
Только специалисты последней категории могут назначаться на ответственные посты без комиссаров. Специалисты второй категории могут занимать ответственные посты лишь при комиссарах от производственного союза. Специалисты первой категории могут быть только помощниками или консультантами при администраторах, состоящих членами союза. Таким путём звание полноправного члена союза получит большой производственный вес, который отразится одинаково благотворным образом как на сознании рабочих, так и на сознании специалистов.
35. На всех лиц административного состава, в том числе и не состоящих членами союза, распространяется компетенция дисциплинарных судов, организуемых профсоюзами.
36. Единство управления в промышленном предприятии остаётся непременным правилом, несмотря на параллельное существование в переходный период производственных союзов и хозяйственных органов. Распорядительная власть принадлежит тому правлению, которое установлено соответственным порядком. Но самый порядок назначения правления должен всё больше и больше превращать правление в административно-хозяйственный орган, выделенный для этой цели производственным союзом и сохраняющий с ним постоянную связь. При этих условиях должен исчезнуть самый вопрос о вмешательстве или невмешательстве союзов в управление производством.
37. Нет и не может быть готовой организационной схемы, охватывающей все случаи взаимоотношений хозяйственных и союзных организаций в переходный период. В этой области необходимы творчество, инициатива, личные и организационные комбинации, отвечающие конкретным условиям обстановки. Но все эти опыты должны быть освещены единством задач:
· воспитать и выдвинуть в среде профессионалистов – хозяйственников, производственников и администраторов; сблизить и организационно сочетать работу союзов и хозяйственных аппаратов; выделить общую часть их работы и создать условия для совместного её разрешения; систематически стремиться к тому, чтобы эта общая часть работы становилась всё шире и шире и, в конце концов, поглотила бы всю работу, т[о]-е[сть] окончательно слила бы союзные и хозяйственные органы.
38. Развивая всесторонне эту систему, всё теснее связывая ответственную роль в союзе с ответственной ролью в производстве, мы придём раньше или позже к такому положению, при котором союз, охватывая данную отрасль производства целиком и со всех сторон, будет, путём комбинации методов выбора и отбора, выделять из себя весь административно- // (с. 562) хозяйственный аппарат, под общим контролем и руководством рабочего государства, согласующего работу всех отраслей хозяйства.
39. Вопрос о взаимоотношениях хозяйственных и союзных органов может найти в одних отраслях хозяйства своё разрешение значительно ранее, чем в других.
Политика В.Ц.С.П.С. и хозяйственных органов должна быть в этом отношении гибкой, руководствоваться конкретным учётом особенностей каждой данной отрасли хозяйства и отнюдь не может иметь своей целью механическое уравнение всех союзов и отраслей хозяйства.
Не только не будет никакого ущерба единству и солидарности рабочего класса, но будет величайшая выгода для всей его работы, если более передовые производства будут в своём социалистическом строительстве обгонять более отсталые, давая им образец и тем ускоряя их развитие. В частности, уже в ближайшем будущем отдельным, более подготовленным к этому по своему состоянию союзам может быть передана организация управления соответственной отрасли промышленности на основе обязательности для союза общегосударственных программ и заданий и подчинения его в области производства президиуму В.С.Н.Х. на общих с хозяйственными органами основаниях.
40. В области производства принцип ударности ещё остается для нас решающим: только пройдя через стадию ударности, мы достигнем необходимой пропорциональности в основных отраслях хозяйства.
В области потребления, т[о]-е[сть] условий личного существования, необходимо вести линию уравнительности в смысле возрастающего обеспечения всех рабочих прожиточным минимумом, как в деньгах, так и натурой.
Только при этом условии премиальная система, построенная на серьёзно проверенных нормах выработки и обеспечения необходимым натуральным фондом, может стать могущественным рычагом повышения производительности труда.
41. Вопросы личной жизни и быта рабочих должны составить предмет особого внимания каждого производственного союза. При всех хозяйственных затруднениях нашей страны имеются возможности улучшить жилищное, одёжное и продовольственное положение рабочих при содействии местных советских органов, при надлежащей инициативе самих рабочих и работниц и при внесении элементов коллективизма в область житейского обихода (дома-коммуны, общественные столовые, ясли, товарищеские починочные мастерские и т[ому] п[одобное]). Каждый ответственный работник союза обязан изыскивать пути к улучшению условий существования рабочих и периодически оповещать о принятых им мерах и достигнутых результатах как вышестоящие союзные органы, так и союзную печать.
Настоящий проект предлагают:
Члены Ц.К. Р.К.П.: Л. Троцкий, Н. Бухарин, А. Андреев, Ф. Дзержинский, Н. Крестинский, Е. Преображенский, X. Раковский и Л. Серебряков.
Члены Ц.К. К.П.У.[6]: В. Аверин, Н. Иванов, Т. Кин, Ф. Кон и Г. Пятаков.
Члены президиума В.Ц.С.П.С.: А. Гольцман и В. Коссиор.
Члены Ц.К. всероссийских профобъединений и работники профдвижения: Гуревич, Калинин, Судик, Я. Аксельрод, Черепов, А. Амосов, Е. Бумажный, А. Розенгольц, Н. Хрулёв, Гаевский, Зискинд, Станцо, Бобров, В. Сахаров, И. Решетков, П. Решетков, И. Шелехес, М. Харитонов, А. Падерин, Юхвиц и Малаховский.
Московские работники: Ю. Ларин, Г. Сокольников, В. Яковлева, Г. Крумин, В. И. Соловьёв, Миньков, Лисицын, М. И. Рогов, Дрожжин, В. Лихачёв, Лавров, Горютин, Ив. Хлоплянкин, Фельдман, Гальперштейн, Н. Меркулов, М. Советников и А. Александров».
Источник: Десятый съезд Российской Коммунистической Партии. Стенографический отчёт. [М.], 1921 по: В.И. Ленин. Сочинения. Изд. 2 -е, испр. и доп. / Под ред. В.В. Адоратского, В.М. Молотова, М.А. Савельева. – Т. 26: 1920-1921. – М.-Л.: Партиздат ЦК ВКП(б), 1935. – С. 551-562.
[1] Народный комиссариат путей сообщения.
[2] Всероссийский центральный совет профессиональных союзов.
[3] Высший совет народного хозяйства.
[4] Народный комиссариат земледелия.
[5] Народный комиссариат труда.
[6] Коммунистическая партия Украины (большевиков).