Арсентьев Н.М., Буйнова И.Г. (Саранск). Рабочий вопрос в России: от социального патернализма к социальному партнёрству (Постановка проблемы)
Переход от государственно-монополистической к рыночной экономике меняет суть и характер всех общественных отношений, в том числе и социально-трудовых. Современный рынок труда характеризуется:
-
Несоответствием между падением объемов производства и снижением занятости.
-
Сокращением занятости экономически активного населения.
-
Скрытой безработицей, выступающей определенным механизмом удержания кадров, способом предотвращения социальных конфликтов.
-
Снижением профессионально-квалификационного уровня персонала, преобладанием работников узкой квалификации под конкретные рабочие места.
В соответствии с опытом европейских стран, механизмом выхода из кризисной ситуации, переживаемой Россией, является формирование цивилизованных трудовых отношений посредством социального партнерства.
В России существуют предпосылки развития социального партнерства:
-
Изменение природы собственности.
-
Создание законодательства для коллективно-договорного регулирования трудовых отношений.
-
Возрастание независимости профсоюзов от государства и работодателей.
-
Снижение уровня государственного регулирования трудовых отношений.
-
Формирование базовых институтов и механизмов проведения коллективных переговоров.
Предметом исследования является характер и особенности организации системы социального партнерства в Республике Мордовия, с учетом патерналистской ментальности рабочего класса.
Ограничение предмета исследования рамками Республики Мордовия обусловлено тем, что в данном регионе значительна роль государства в осуществлении социально-экономической реформы в целом, и в проведении социальной политики в частности.
За последние годы в республике Мордовия сформированы основы разноуровневой системы социального партнерства, её законодательная база. Приняты Законы Республики Мордовия "О социальном партнерстве", "О профсоюзах, правах и гарантиях их деятельности", "О защите трудовых прав граждан". Утверждены Мордовская республиканская и районные, городские (территориальные) трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Учреждены Союз работодателей Республики Мордовия, районные, городские объединения работодателей. Заключаются Соглашения по социально-экономическим вопросам между Правительством Республики Мордовия, Федерацией профсоюзов Республики Мордовия и Союзом работодателей Республики Мордовия, а также между администрациями районов, городов, районными, городскими профсоюзами и объединениями работодателей. // (с. 17)
Ежегодно в республике заключаются более 20 отраслевых (тарифных) соглашений по социально-экономическим вопросам, свыше 1800 коллективных договоров на предприятиях, в организациях различных организационно-правовых форм деятельности.
Наметилось улучшение конструктивного диалога между органами исполнительной власти, местного самоуправления, работодателями и профсоюзами при разработке основных направлений социально-экономической политики, разрешении возникающих коллективных трудовых споров в сфере социально-трудовых отношений. Просматривается убежденность работодателей и работников в том, что только путем взаимовыгодного цивилизованного диалога они смогут добиться реализации своих законных интересов, обеспечить эффективное развитие своих предприятий, общества в целом.
На большинстве предприятий, организаций имеется база для заключения коллективных договоров, соглашений, гарантирующих цивилизованные социально-трудовые отношения между работодателями и работниками.
Вместе с тем, в работе по развитию социального партнерства в Республике Мордовия существуют проблемы и недостатки.
Отдельные пункты Соглашения по социально-экономическим вопросам между Правительством Республики Мордовия, Федерацией профсоюзов Республики Мордовия и Союзом работодателей Республики Мордовия из года в год не выполняются.
Недостаточна роль Мордовской республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в координации процессов, происходящих в социально-трудовой сфере республики, развитии партнерских отношений.
Пассивно пока ведут себя районные, городские трехсторонние комиссии по регулированию трудовых отношений в вопросах становления и развития партнерских отношений на своих территориях. Во многих случаях соглашения по социально-экономическим вопросам, заключаемые в районах и городах республики, остаются декларациями о намерениях.
Заняли выжидательную позицию в вопросах развития социального партнерства Союз работодателей Республики Мордовия, районные, городские объединения работодателей. Неконструктивная позиция многих работодателей, не пришедших к пониманию необходимости партнерских взаимоотношений с работниками, неподготовленность, пассивность части профсоюзных организаций, служит препятствием к обеспечению защиты прав трудящихся. На 75% предприятий, организаций республики не заключаются коллективные договоры. Многие коллективные договоры по своему содержанию неконкретны, ряд изложенных в них обязательств противозаконен, ухудшает социальную защищенность работников по сравнению с действующим законодательством и соглашениями различных уровней. Имеет место бесконтрольность за выполнением обязательств сторонами.
Мировой опыт развития партнерских отношений между трудом и капиталом не может быть перенесен на российскую почву без учета особенностей нашей общественной практики.
Социальное партнерство в нашей стране и республике может быть успешным, если оно будет основываться на традиционных российских ценностях, будут учитываться особенности российской ментальности. // (с. 18)
Исторически сложилось, что в основе взаимоотношений между рабочими и работодателями в России лежали патерналистские отношения, характеризующиеся неравноправным партнерством: во второй половине XIX - нач. XX вв. - это патернализм отдельных предпринимателей и государственное попечительство, с 1917-1991 гг. - государственный патернализм. У российских рабочих сложилась определенная патерналистская психология, характеризующаяся стремлением находиться под опекой государства или работодателя.
Социальное партнерство, базирующееся на принципах равноправия сторон, не соответствует традиционной российской ментальности.
С учетом исследовательских задач авторами поставлена триединая цель: построение идеальной модели партнерских отношений, с учетом российской ментальности; рассмотрение процессов организационного и правового становления развития социального партнерства в России, сравнительный анализ идеальной и реальной моделей системы социального партнерства (взаимосвязь, конфликт).
В соответствии с поставленной целью основными задачами проекта являются:
1. Исследование взаимоотношений между правительством - работодателями - рабочими в их эволюции:
-
Рабочий вопрос в России XIX-XX вв. (социально-экономическая, социально-политическая сущность, культурно-типическая специфика).
-
Традиции регулирования трудовых отношений в советский период.
-
Модели разрешения рабочего вопроса в вариантах патернализма и партнерства.
2. Изучение возможностей, социально-правовых, экономических, исторических оснований развития системы социального партнерства в России:
-
Взаимосвязь и конфликт моделей социального патернализма и социального партнерства в России.
-
Окультурация европейской модели социального партнерства в российское пространство.
-
Сравнение идеальной и реальной модели социального партнерства в России.
-
Прогнозирование развития системы социального партнерства в России.
-
Выработка рекомендаций по совершенствованию социального диалога между работодателями и профсоюзами, с учетом особенностей российского рынка труда.
Гипотезы:
Особенностью ментальности российских рабочих является пассивность, безынициативность, постоянная "вера в царя" ("создание кумира") - патерналистская психология, которая основывается на потребности в постоянной опеке, принятие неравноправных партнерских отношений как основы взаимодействия работодателей и рабочих;
Существующая модель социального партнерства основывается на традиционных европейских ценностях (если в странах Западной Европы инициатива исходила от рабочих или сочувствующих им групп интеллигентов, то в России инициаторами выступают власти), не учитывает российской национальной специфики, не отражает нашу историческую и культурную традицию. (с. 19)
Политические и социально-экономические условия (несложившееся гражданское общество, низкий уровень правосознания граждан, разница в оплате труда рабочих одной квалификации и др.) не способствуют развитию равноправных партнерских отношений.
Исследование социального партнерства как механизма социальной политики, на наш взгляд, необходимо проводить системно. Именно это дает возможность проанализировать предмет как целостный, саморегулирующийся, сложный организм, находящийся в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход и выход системы, позволяет изучать социальное партнерство как неотъемлемый элемент системы рынка труда.
Данный проект предполагает использование преимущественно первичных методов как количественного, так и качественного характера при сборе и анализе информации. Специфика последних состоит в тесной взаимосвязи этапов сбора и анализа данных. Предполагается использование методов исторического анализа во взаимосвязи с современными социально-экономическими методами (SWOT - анализ, экспертный опрос, моделирование, прогнозирование, метод анализа документов). Историческая часть исследования активно эксплицируется с исследованиями современности. Развитие науки, особенно компьютеризация общества, способствует применению информационных технологий в исторических исследованиях, что оптимизирует последние.
Методом исторического анализа (по средствам разработки архивных материалов) необходимо исследовать особенности отношений в системе государство - рабочий - работодатель, специфику восприятия рабочими работодателей, историческое определение роли государства в решении рабочего вопроса. Анализ сферы трудовых отношений позволит создать модель партнерских отношений, приближенную к российской действительности, найти связующее звено между патерналистской ментальностью и формирующимися механизмами социального партнерства, а также создать электронную базу данных идеальных и реальных моделей патернализма и социального партнерства в // (с. 20) России, Западной Европе, Северной Америке.
В качестве вспомогательного метода будет использоваться SWOT - анализ, который позволит наглядно отобразить возможности, угрозы, сильные и слабые стороны изучаемого явления, отобразить их в системе координат.
Основными методами изучения современного рынка труда станут:
-
анализ правовых документов (позволит изучить сильные и слабые стороны трудового законодательства, особенности правового взаимодействия между рабочими и работодателями, определить роль государства в этих отношениях);
-
анализ деятельности Мордовской республиканской трехсторонней комиссии, районных, городских трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений,
-
анализ деятельности Союза работодателей Республики Мордовия, // ( с. 20)
-
изучение позиции и роли профсоюзов в формировании механизмов социального партнерства и их влияние в среде рабочих
-
экспертный опрос (сформирует представление трех сторон: государства, работодателей, рабочих об организации переговорного процесса и роли его участников). Будут сформированы три экспертные группы на основе метода самооценивания. Первая группа - представители Министерства труда и социального развития РМ - 15 чел. Вторая группа (будет подразделяться на 2 подгруппы) - 2.1. руководители государственных и муниципальных предприятий и организаций - 10 чел, 2.2. руководители коммерческих предприятий и организаций - 10 чел. Третья группа (также будет подразделяться на 2 подгруппы) - 3.1. профсоюзные лидеры государственных и муниципальных предприятий и организаций - 10 чел; 3.2. - профсоюзные лидеры коммерческих предприятий и организаций - 10 чел. Четвертая группа - 4.1. - рабочие государственных и муниципальных предприятий и организаций; 4.2. - рабочие коммерческих предприятий и организаций. Такой метод позволяет в полной мере оценить уровень и эффективность нормативно-правового обеспечения анализируемой сферы, прогнозировать ее развитие.
Изучение ситуации на рынке труда на современном этапе.
На основе анализа полученных данных будет построена реальная и идеальная модели социального партнерства в России. Их сравнительный анализ позволит составить прогноз развития трехстороннего механизма в политике занятости.
Результаты исследования авторы надеются отразить в форме монографии и рекомендаций, которые будут переданы в органы государственной власти и управления для оптимизации принимаемых управленческих решений, а также в органы труда и занятости. Они послужат основанием для обращения в Министерство труда и занятости населения с рекомендациями, касающимися оптимизации работы трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.
Источник: Информационный бюллетень Ассоциации "История и компьютер". – М. – 2002. - № 30. – Июнь (http://kleio.asu.ru/aik/bullet/30/9.html).