История профсоюзов

Исследования и публицистика

Воспоминания

Документы

Беллетристика

Периодика

Литературные опыты профсоюзников


/ Главная / Архивохранилище / Библиотека / Документы

Протокол Чрезвычайного делегатского съезда Профсоюза паровозных бригад КВЖД

2012-10-08

15 июня 1918 г.

Протокол Чрезвычайного делегатского съезда Профессионального союза паровозных бригад КВЖД

«Протокол

Чрезвычайного Делегатского Съезда Профессионального Союза Паровозных бригад в Харбине от 15-го июня 1918 года.

Присутствовали: П.Ф.КУЗМИН, П.И.КАЛИНКИН, И.С.ЛЕБЗИН, И.Г.ФРОЛОВ, Н.Г.ЧЕКАН, Б.А.Караманчук, С.Г.ЖАЛНИН, Н.Н.ФИЛИППОВ, А.С.ТИМОШЕНКО.

Слушали:

Постановили:

1) Предложение избрать президиум для предстоящего заседания Съезда.

Избраны: - председателем ФИЛИППОВ, товарищ председателя ЛЕБЗИН, секретарем КУЗМИН.

2) Доклад товарища Филиппова о положении дел Союза Сл[ужащих] Мастер[овых] и Рабоч[их] Кит. Вост. ж.д. в настоящее время и необходимости создания общего объединяющего органа Профессиональных Союзов[1].

Приветствовать и присоединиться к постановлению Делегатского Съезда Мастеровых и Рабочих: «Главный дорожный Комитет должен быть восстановлен и состоять из представителей всех профессион[альных] союзов[2].

3) Об организации объединяющего органа профессиональных союзов.

Пред[о]ставить право Центральному Комитету объединиться с центральными комитетами других Профессиональных Союзов с целью достижения, изложенного в § 2 настоящего протокола, а также в случае необходимости общего выступления, с полномочиями вплоть до объявления забастовки. / Последняя может быть объявлена только объединенным органом непосредственно только в случае невозможности собрать Делегатский Съезд объединяющихся Союзов.

4) О работе Комиссий: паритетной, квартирной и продовольственной.

Признать необходимым в интересах служащих работу перечисленных комиссий. При чем комиссии должны состоять из представителей всех профессиональных союзов.

5) Об удовлетворении уволенных членов Глика, потерявших ради дела Союза службу на дороге.

Выдать из средств Союза Служащих, Мастеровых и Рабочих Кит. Вост. жел. дор. единовременное вознаграждение исходя из следующего расчета: за каждый год службы должен быть выдан месячный заработок (в размере установленном Всероссийским Учреди[тельным] Съездом), с добавочными на дороговизну[3] то есть по 325 руб[лей], в общей сложности вознаграждение во всяком случае, не должно быть менее 1500

6) О помощи уволен[ным][4] членам «Глика» машинистам: СИЛЮКОВУ, МОЖАЕВУ и ЧУМАКУ.

Выдавать впредь до поступления их на службу ежемесячное содержание по декрету с добавкой на дороговизну (325 руб[лей]) из средств Паровозо-Союза.

7) О зачислении машинистов СИЛЮКОВА, МОЖАЕВА и ЧУМАКА на Уссурийском Отделении Кит. Вост. ж. дор.

Выяснить обращением к администрации дороги возможность такого зачисления.

Для выяснения вопроса делегировать к Начал[ьнику службы] Тяги и Управ[ляющему] дор[оги] машинистов С.Г.Жалнина и А.Н.Писарева.

8) Об вознаграждении члена «Глика» И.С.КУЗНЕЦОВА;

Передать дело о вознаграждении Кузнецова в Центральный Комитет [Паровозо-союза].

9) Об обязанности участия в Союзе всех членов паровозных бригад

Съезд нашел необходимым внести в § 12 о составе Союза добавление: «Участие в Союзе должно быть обязательное»[5].

10) О средствах Союза

Увеличить размер ежемесячных взносов членов Паровозо-Союза с ½% до 1% согласно Устава Всерос[сийского] Профессионального Союза Паровозных Бригад[6].

11) О наблюдающихся случаях несогласованности действий администрации с Уставом Союза

Указать администрации дороги на ненормальность такого положения и [о] необходимости строгого согласования Со[ю]за Паровоз[ных] бригад.

Примечание: в случае отказа со стороны администрации, Центральному Комитету предоставляется [право] действовать согласно § 3 настоящего протокола.

12) Об уплате за сверхурочные работы в 1918 году

Предложить Управлению дороги произвести уплату за св[ерх]-урочные работы за Январь, Февраль, Март, Апрель и Май не позднее 20-г[о] Июля с[его]/г[ода] и дальнейшую уплату производить регулярно каждый месяц[7].

13) О выдаче бесплатных билетов и других видов довольствия, согласно оклада получаемого ныне жалования.

Предъявить требования, предложенные на прошлом Делегатском Съезде[8].

14) О суточных для исполняющих обязанности.

Суточные должны быть оплачиваемыми по исполняемой должности.

15) Об уплате сверх-урочных дежурным кочегарам за 1917 и разницы содержания за исполнения обязанностей.

Суточные должны быть уплочены по исполняемой должности.

16) О выдачах со служащих дороги на нужды войны.

Поручается Центральному Комитету навести справки в Управлении дороги о количестве денег и месте их нахождения.

17) О желательности сохранить за Союзом 4-ой страницы газеты «Труд».

Признать необходимым поддержку газеты «Труд», принять меры к более широкому распространению газеты «Труд», вместе с тем Съезд поручает органу, объединяющему Центр[альные] Комитеты Профес[сиональных] Союзов изыскивать средства для сохранения за союзами 4-ой страницы газеты «Труд».

18) О предполагаемом изменении оплаты труда паровозных бригад (переход на поверстные).

По вопросу о предполагаемом переходе оплаты труда паровозных бригад поверстными, Съезд высказался отрицательно, признавая часовую оплату труда, (примененную Всерос[сийским] Учредит[ельным] Съездом Железнодорожных Служащих[9] [как] наиболее отвечающую интересам паровозных бригад и не только не идущую[10] в разрез интересам дороги [но] и способствующим наибольшему продуктивному [и]спользованию труда паровозных бригад. Съезд поручает Центральному Комитету представить мотивированный доклад в Управление дороги по сему предмету.

В случае же насильственного проведения в жизнь поверстной оплаты труда, обсудить[11] на местах меры[12] противодействия, Съезд указывает на подачу заявлений о нежелании служить на других условиях, как на одно из таких средств.

19) Об ограждении служащих со стороны военных отрядов.

Добиваться всеми мерами от администрации дороги ограждения служащих от вмешательства чинов отрядов в их служебную жизнь,

Примечание: Командирование на фронт должно производиться только с согласия служащих дороги. Потребовать возвращения командированных на фронт против [их] желания.

20) О тактике Центрального Комитета в связи с ответом администрации дороги на требования предъявленные Съездом

Ввиду того, что ожидать ответа от администрации Съезд не может, то представляет Центральному Комитету право действовать согласно § 3 настоящего протокола.

21) О доизбрании членов Центрального Комитета.

Избраны председателем Центрального Комитета Н.Н.ФИЛИППОВ, товарищ председателя И.С.ЛЕБЗИН, секретарем Я.С.ЧИКИРЕВ, казначеем С.Г.ЖАЛНИН, член Н.В.ИВАНОВ и кандидатами: В.Ф.КОСТРИЧЕНКО и М.В.СМИРНОВ.

22) Об избрании члена Дисциплинарного Суда вместо выбывшего тов. МОЖАЕВА.

Считать действительным членом Суда кандидата того же Суда Д.И.БЕЛОНОЖКИНА, вместо выбывшего К.Л.МОЖАЕВА.

Подлинный подписали:

Председатель Съезда Н.Н.ФИЛИППОВ.

Товарищ председателя ЛЕБЗИН, секретарь КУЗМИН»[13].

РГИА. Ф. 323. Оп. 3. Д. 11. Л. 53 – 54 об. Машинопись, заверенная копия. Орфография старая.

Опубликовано: Большаков В. Всероссийский профессиональный союз паровозных бригад: история в документах (июль 1917 года – ноябрь 1920 года) // Железные люди железной дороги / Сост. В.Г. Рупец. – М.: Изд. дом «Граница», 2006. – С. 226-230.



[1]
В тексте: «Профессионального Союза».

[2] Ранее на дороге действовал Главный исполнительный комитет (ГЛИК) Союза железнодорожных служащих КВЖД, являвшегося отделением ВЖС. За стачку 16.05.1918 года, объявленную ГЛИКом в знак протеста против власти, не способной остановить политических убийств (убийство А.С.Уманского), ГЛИК был распущен властями 19.05.1918 года, а его члены уволены с дороги. Профсоюзы КВЖД безуспешно пытались восстановить единый комитет.

[3] Речь об установленных комиссией при МПС под руководством Г.В.Плеханова т.н. «плехановских прибавках» (индексации жалованья), которые железнодорожники получали до 28.08.1918 года, когда управляющий делами КВЖД генерал Д.Л.Хорват их отменил.

[4] Вторая «н» вписана от руки.

[5] В § 12 Устава Всероссийского Паровозосоюза говорилось: «Членами союза должны быть паровозные машинисты, их помощники, деповские и поездные кочегары и все исполняющие эти должности, а дежурные по депо и машинисты наставники только выборные». Такая формулировка допускала двоякое толкование: «должны быть [все?] машинисты и т.п.», или «должны быть [только?] машинисты и т.п.». Указание на «всех» исполняющих должности ситуацию не проясняла. Паровозосоюз, естественно, был заинтересован в поголовном членстве своей корпорации в союзе, чему способствовали, в частности, назначения через союз на должности и поезда, а также союзные дисциплинарные суды.

[6] В первой редакции Устава Всероссийского Паровозосоюза устанавливался фиксированный взнос – 20 копеек (§ 36). 2-й Всероссийский съезд Паровозосоюза, видимо, установил 1%-ный взнос.

[7] Многомесячные задержки с оплатой сверхурочных были в 1918 году на всех дорогах России, независимо от цвета властей.

[8] На январском съезде Паровозосоюз КВЖД постановил: «Поручить Центральному Комитету ходатайствовать, чтобы машинистам и помощникам машинистов, а также их семействам выдавать бесплатно билеты II-класса» (РГИА. Ф. 323. Оп. 3. Д. 11. Л. 35).

[9] Имеется ввиду Общежелезнодорожный съезд (июль-август 1917 года).

[10] В тексте: «идущею».

[11] В тексте: «опсудить».

[12] Слово вписано от руки.

[13] От руки приписано: «С подлинным верно Секретарь Чикирев».

История профсоюзов, 2025 г.