История профсоюзов

Древние тексты о русских промыслово-ремесленных братствах

Хроника отдельных профсоюзов


/ Главная / Справочник / Хронология / Древние тексты о русских промыслово-ремесленных братствах

Эпизод 1465 г., Псков

2016-08-22

Братство купцов обивает железом свой патрональный храм - церковь Святой Софии

Оригинальный текст

Перевод, указание на источники

Включаю данный эпизод в число публикуемых, так как купеческое дело в средние века по своему характеру относилось к промыслам (не случайно позже появились термины "торговый промысел" и "торгово-промышленный служащий"). Под промыслом на Руси понимали занятие, при котором требовались постоянные перемещения в добывании заработка, поиске заказов, сборе подаяния, сырья и т.п. Поэтому, помня, что купеческие братства не были наёмными, тем не менее обращаю на них внимание из-за близости их объединений (по назначению, функциям, структуре и т.п.) к братствам в наёмных промыслах - строительном, корабельном, иконописном и других.

Метки Святой Софии в Довмонтовом городе и Торга на плане Пскова 16 века (по Г.Я. Мокееву)

Метка Святой Софии по результатам раскопок в Довмонтовом городе Пскова (по В.Д. Белецкому)

Святая София на макете Довмонтова города (проект Г.Я. Мокеева)

В лето 6973. Побиша железомъ храмъ святых мучениць треи девъ Веры и Любве и Надежи и матери их Софии, повелениемъ раба божия старосты купецького Якова Ивановича Кротова и всехъ рядовичь купцовъ. (1. 71) В год 1464-1465. Обили железом храм Святых мучениц трёх девочек Веры, Любви, Надежды и матери их Софии, решением раба Божьего, старосты купеческого Якова Ивановича Кротова и всех купцов из торгового ряда. (Псковская 1-я летопись)
В лето 6973. Покрыша церковь святыа Софиа железомъ и всю церковь. (2. 159) В год 1464-1465. Покрыли церковь Святой Софии железом, всю церковь. (Псковская 3-я летопись)

Обоснование

Датировка по сентябрьскому календарному стилю.

Слово "рядовичь" есть форма существительного "рядовитин" во мн.ч., р.п., которому составители [1] придают несколько значений:

  • член купеческой общины ("ряда"), житель торгового селения ("рядка"),
  • торговец, торгующий в каком-либо ряду рыночной площади,
  • выборный представитель "ряда" (купеческой общины или административной единицы) в Новгороде.

Выбираю первый и второй варианты перевода (обоснование в комментарии).

Комментарий

Наиболее вероятное время работ - весна-лето 1465 года.

Церковь Святой Софии находилась в историческом и административном центре Пскова - Довмонтовом городе и являлась корпоративным храмом братства "купцов псковских". В 1354 году купцы построили здесь деревянную церковь, в 1415 году заложили на её месте каменный храм и вот теперь, по прошествии ещё полувека, решили обить его железными листами. О том, что мы имеем дело с решением именно корпорации купцов, говорит нам стереотипная формула, почти аналогичная использованной в известии о завершении купцами каменного храма в 1416 году:

1416 год

1465 год

"повелениемь купецкых старостъ... и всех купцовъ"

"повелением ... старосты купецького ... и всехъ рядовичь купцовъ"

"Рядовичами" в псковской "Подлинной писцовой книге" 1585-1587 годов назывались рыбники, торгующие своим уловом в Рыбном ряду, который возглавлялся старостами. В частности, мы встречаем там фразу: "и все рядовичи псковскаго сущовнаго и рыбнаго и просольнаго ряду"[2]. Это позволяет увидеть в словосочетании "всехъ рядовичь купцовъ" указание на их рядовой статус как членов купеческого братства под названием ряд.

Псковский Старый торг в 15 веке находился под стенами Довмонтова города. О том, что он строился из рядов лавок и прочих торговых мест, известно из упоминания летописями Кузнецкого ряда Старого торга (под 7027 / 1518-1519 годом), на месте которого была возведена церковь Святого Луки. Так как территория Торга являлась общественной (под защитой городских стен; город занимался мощением Торга), то вполне естественно ожидать договорных отношений между Господином Псковом и "рядом" как братством, а также между членами "ряда" - с уставными нормами, с изложением прав и обязанностей, размеров взносов и штрафов.

Действительно, одно из средневековых значений "ряда" - договор, соглашение[3]. Например, какой-то договор был у упомянутого выше Рыбного ряда 1585-1587 годов с описанием охраняемых государством водных угодий ряда, прав и обязанностей рыбников перед государством и хозяевами прибрежных территорий. Право на ловлю в угодьях рыбников можно было получить, только сделав "вклад" / взнос в кассу "ряда" и "записавшись" в некий реестр рыбников у государственного чиновника - дьяка. Нарушение прав "рядовичей" влекло за собой как выплату в кассу "ряда", так и штраф в пользу государства, и так далее[4].

В качестве иллюстрации "ряда" как договора в купеческой среде более ранней эпохи можно привести рядную грамоту между псковичами Тешатой и Якимом, оформленную между 1266 и 1291 годами. Предметом её являлся окончательный расчёт между ними как компаньонами-"складниками" (видимо, речь о паях в общем торговом предприятии). Нарушение такого "ряда" влекло за собой серьёзный штраф: "А кто сии рядъ переступить, Якымъ ли, Тешята ли, тотъ дасть 100 грив[енъ] серебра"[5].

Таким образом, купеческий "ряд" - это одновременно:

  • форма организации промыслово-ремесленного братства,
  • соглашение между братством и Господином Псковом, а также между его членами - "рядовичами",
  • эксклюзивное место для совместной торговли членов братства своими товарами.

Огромный интерес вызывает фигура "старосты купецкого" Якова Ивановича Кротова. Он в течение 22 лет (с 1461 по 1483 годы) упоминался во Псковских летописях как посадник - то есть одно из высших должностных лиц Господина Пскова. В этом качестве он неоднократно участвовал в посольствах в Москву, Великий Новгород и Дорпат (современный Тарту в Эстонии), в том числе связанных с переговорами об условиях международной торговли и судьбе псковских "гостей", то есть  купцов - её участников (например, в эпизоде 1469-1471 гг.).

Данный эпизод напрямую выводит Я.И. Кротова из купеческой среды. Учитывая, что посадником был и его сын - Григорий Яковлевич Кротов, можно сделать вывод о том, что по крайней мере один боярский род Господина Пскова происходил из купцов.

Обращает на себя внимание, что Я.И. Кротов выступает как единственный "староста купецкий", в то время как в летописном известии под 1416 годом указаны двое, а в договорной грамоте 1503 года - трое старост[6]. Причины разного числа выборных лиц у братства "купцов псковских" пока не ясны.

В. Большаков, 2016 г.

_______________

[1] Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 22. - М.: Наука, 1997. - С. 288.

[2] Чечулин Н.Д. Города Московского государства в XVI веке. - СПб., 1889. - С. 136-137.

[3] Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 22. - М.: Наука, 1997. - С. 283 ("рядъ" в значении 12).

[4] Чечулин Н.Д. Города Московского государства в XVI веке. - СПб., 1889. - С. 136.

[5] Грамоты Великого Новгорода и Пскова. - М.-Л.: Изд. АН СССР, 1949. - Док. 331.

[6] Грамоты Великого Новгорода и Пскова. - М.-Л.: Изд. АН СССР, 1949. - Док. 347.


История профсоюзов, 2016 г.