Обоснование
Датировка по сентябрьскому календарному стилю.
Слово "рядовичь" есть форма существительного "рядовитин" во мн.ч., р.п., которому составители [1] придают несколько значений:
-
член купеческой общины ("ряда"), житель торгового селения ("рядка"),
-
торговец, торгующий в каком-либо ряду рыночной площади,
-
выборный представитель "ряда" (купеческой общины или административной единицы) в Новгороде.
Выбираю первый и второй варианты перевода (обоснование в комментарии).
Комментарий
Наиболее вероятное время работ - весна-лето 1465 года.
Церковь Святой Софии находилась в историческом и административном центре Пскова - Довмонтовом городе и являлась корпоративным храмом братства "купцов псковских". В 1354 году купцы построили здесь деревянную церковь, в 1415 году заложили на её месте каменный храм и вот теперь, по прошествии ещё полувека, решили обить его железными листами. О том, что мы имеем дело с решением именно корпорации купцов, говорит нам стереотипная формула, почти аналогичная использованной в известии о завершении купцами каменного храма в 1416 году:
1416 год
|
1465 год
|
"повелениемь купецкых старостъ... и всех купцовъ"
|
"повелением ... старосты купецького ... и всехъ рядовичь купцовъ"
|
"Рядовичами" в псковской "Подлинной писцовой книге" 1585-1587 годов назывались рыбники, торгующие своим уловом в Рыбном ряду, который возглавлялся старостами. В частности, мы встречаем там фразу: "и все рядовичи псковскаго сущовнаго и рыбнаго и просольнаго ряду"[2]. Это позволяет увидеть в словосочетании "всехъ рядовичь купцовъ" указание на их рядовой статус как членов купеческого братства под названием ряд.
Псковский Старый торг в 15 веке находился под стенами Довмонтова города. О том, что он строился из рядов лавок и прочих торговых мест, известно из упоминания летописями Кузнецкого ряда Старого торга (под 7027 / 1518-1519 годом), на месте которого была возведена церковь Святого Луки. Так как территория Торга являлась общественной (под защитой городских стен; город занимался мощением Торга), то вполне естественно ожидать договорных отношений между Господином Псковом и "рядом" как братством, а также между членами "ряда" - с уставными нормами, с изложением прав и обязанностей, размеров взносов и штрафов.
Действительно, одно из средневековых значений "ряда" - договор, соглашение[3]. Например, какой-то договор был у упомянутого выше Рыбного ряда 1585-1587 годов с описанием охраняемых государством водных угодий ряда, прав и обязанностей рыбников перед государством и хозяевами прибрежных территорий. Право на ловлю в угодьях рыбников можно было получить, только сделав "вклад" / взнос в кассу "ряда" и "записавшись" в некий реестр рыбников у государственного чиновника - дьяка. Нарушение прав "рядовичей" влекло за собой как выплату в кассу "ряда", так и штраф в пользу государства, и так далее[4].
В качестве иллюстрации "ряда" как договора в купеческой среде более ранней эпохи можно привести рядную грамоту между псковичами Тешатой и Якимом, оформленную между 1266 и 1291 годами. Предметом её являлся окончательный расчёт между ними как компаньонами-"складниками" (видимо, речь о паях в общем торговом предприятии). Нарушение такого "ряда" влекло за собой серьёзный штраф: "А кто сии рядъ переступить, Якымъ ли, Тешята ли, тотъ дасть 100 грив[енъ] серебра"[5].
Таким образом, купеческий "ряд" - это одновременно:
-
форма организации промыслово-ремесленного братства,
-
соглашение между братством и Господином Псковом, а также между его членами - "рядовичами",
-
эксклюзивное место для совместной торговли членов братства своими товарами.
Огромный интерес вызывает фигура "старосты купецкого" Якова Ивановича Кротова. Он в течение 22 лет (с 1461 по 1483 годы) упоминался во Псковских летописях как посадник - то есть одно из высших должностных лиц Господина Пскова. В этом качестве он неоднократно участвовал в посольствах в Москву, Великий Новгород и Дорпат (современный Тарту в Эстонии), в том числе связанных с переговорами об условиях международной торговли и судьбе псковских "гостей", то есть купцов - её участников (например, в эпизоде 1469-1471 гг.).
Данный эпизод напрямую выводит Я.И. Кротова из купеческой среды. Учитывая, что посадником был и его сын - Григорий Яковлевич Кротов, можно сделать вывод о том, что по крайней мере один боярский род Господина Пскова происходил из купцов.
Обращает на себя внимание, что Я.И. Кротов выступает как единственный "староста купецкий", в то время как в летописном известии под 1416 годом указаны двое, а в договорной грамоте 1503 года - трое старост[6]. Причины разного числа выборных лиц у братства "купцов псковских" пока не ясны.
В. Большаков, 2016 г.
_______________
[1] Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 22. - М.: Наука, 1997. - С. 288.
[2] Чечулин Н.Д. Города Московского государства в XVI веке. - СПб., 1889. - С. 136-137.
[3] Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 22. - М.: Наука, 1997. - С. 283 ("рядъ" в значении 12).
[4] Чечулин Н.Д. Города Московского государства в XVI веке. - СПб., 1889. - С. 136.
[5] Грамоты Великого Новгорода и Пскова. - М.-Л.: Изд. АН СССР, 1949. - Док. 331.
[6] Грамоты Великого Новгорода и Пскова. - М.-Л.: Изд. АН СССР, 1949. - Док. 347.
|