История профсоюзов

Древние тексты о русских промыслово-ремесленных братствах

Хроника отдельных профсоюзов


/ Главная / Справочник / Хронология / Древние тексты о русских промыслово-ремесленных братствах

Эпизод 1416 г., Псков

2016-08-21

Братство мастера Еремея завершает строительство церкви Святой Софии - патронального храма братства "купцов псковских"

Оригинальный текст

Перевод, указание на источники

Включаю данный эпизод в число публикуемых, так как купеческое дело в средние века по своему характеру относилось к промыслам (не случайно позже появились термины "торговый промысел" и "торгово-промышленный служащий"). Под промыслом на Руси понимали занятие, при котором требовались постоянные перемещения в добывании заработка, поиске заказов, сборе подаяния, сырья и т.п. Поэтому, помня, что купеческие братства не были наёмными, тем не менее обращаю на них внимание из-за близости их объединений (по назначению, функциям, структуре и т.п.) к братствам в наёмных промыслах - строительном, корабельном, иконописном и других.

Метка Святой Софии на плане Пскова 16 века (по Г.Я. Мокееву)

Метка фундамента Святой Софии по результатам раскопок в Довмонтовом городе Пскова (план В.Д. Белецкого)

Святая София на макете Довмонтова города (проект Г.Я. Мокеева)

В лето 6924. … Того же лета свершена бысть церковь // камена святых мучениць треи девъ Веры и Любьви и Надежды и матери их София в Домантове стане. В год 1415-1416. ... В тот же  год завершена была каменная церковь святых мучениц трёх девочек Веры, Любови и Надежды и матери их Софии в Довмонтовом стане. (Псковская 1-я летопись)
В лето 6924. … Того же лета мастеръ Еремеи съверши церковъ камену святыхъ мучениць Веры, Любве, Надежи и матере ихъ Софии, месяца иоуня въ 18, на память святого мученика Леонтия, благословениемь служителя святых мучениць Ивана священника Хахиловича, а повелениемь купецкых старостъ Андрея Тимофеевича и Осея и всех купцовъ. В год 1415-1416. ... В тот же год мастер Еремей завершил каменную церковь Святых мучениц Веры, Любови, Надежды и матери их Софии, 18 числа июня месяца, на память Святого мученика Леонтия, благословением служителя Святых мучениц священника Ивана Хахиловича, по заказу купеческих старост Андрея Тимофеевича и Осея, и всех купцов. (Псковская 2-я летопись)
В лето 6924. … А того же лета свершише церковь святыа Софиа за Домонтовою стеною, месяца июня 18, при старостехъ святеи Троицы, Андреи Тимошиничь и при Осьи и при попе Иоане Хахилеве, а при посадникех псковскыхъ, Ларивоне Доиниковиче и Романе, Иоанъ [брате] его  и Федосе и Микоуле. В год 1415-1416. ... А в тот же год завершили церковь Святой Софии за Довмонтовой стеной, 18 числа июня месяца, при старостах Святой Троицы Андрее Тимошиниче и Осии, и при попе Иване Хахилеве, при посадниках же псковских Ларионе Дойниковиче и Романе, Иване его [брате], и Феодосе, и Микуле. (Псковская 3-я летопись)

Обоснование

Сентябрьский календарный стиль. Обоснование перевода не требуется.

Комментарий

Церковь Святой Софии была заложена корпорацией "купцов псковских" в августе 1415 года. По сложившемуся на Руси правилу, на зимнее время строительство было отложено, весной возобновлено, а завершилось 18 (28) июня 1416 года.

Святая София, полное название - церковь Святых мучениц Веры, Любови, Надежды и матери их Софии - являлась патрональным храмом братства "купцов псковских". Она находилась в историческом центре Пскова - Довмонтовом городе, рядом с церковью Святого Кирилла, патрональным храмом братства каменщиков - "мастеров церковных". Право каменщиков на постройку Святого Кирилла было реализацией "особых" почестей и обещаний, полученных от города в 1366 году за возведение ими Святой Троицы - главного храма Псковской волости. С учётом этого, место Святой Софии тоже надо считать особым и почётным.

Из текстов мы узнаём кое-что об устройстве братства "купцов псковских". Подобно формуле "весь Псков", означающей, что решение принималось горожанами на своём вече и считалось решением всей Псковской общины, мы выявляем формулу "все купцы". "Все купцы" - означало официальное обозначение братства как единого целого. Во главе братства стоят два "купецких старосты"; конечно, они руководители выборные.

О братстве каменщиков сказать можно мало что. Во главе их стоит "мастер Еремей". Историк градостроительства Г.Я. Мокеев предположил, что Еремей был учеником мастера Кирила, того самого строителя церкви Святого Кирилла[1]. Если это верно, то мы имеем дело с одним и тем же братством "мастеров церковных", существующим на протяжении полувека.

Обращает на себя внимание, что у строительных дружин по одному главе - "мастер Фёдор", "мастер Кирил", "мастер Еремей", а у купцов - двое. Возможно, дело в разном характере промыслов. Например, у строителей глава братства исполнял функции архитектора или, как в случае с "мастером Фёдором" - единственного специалиста свинцового литья. А "старосты купецкие" могли чередоваться в опасных и длительных "гостевных" поездках за рубеж. Наверное, могут быть и другие объяснения.

Редко встречающимися во Псковских летописях, но характерными формулами раскрыты функции тех, кто имел отношение к возведению храма:

  • "повеление купецкых старостъ ... и всех купцовъ" означает коллективное решение[2], оформленное в заказ строителям;
  • "благословение" - это разрешение[3]. Так как "благословил" священник Святой Софии Иван Хахилев, то это значит, что он признал соответствие замысла и работ православным каноническим требованиям и традициям;
  • "при старостехъ святеи Троицы", "при попе", "при посадникех псковскыхъ" означает, что строительство происходило во время исполнения этими, выражаясь современным языком, государственными и общественными служащими своих должностных обязанностей.

В этом контексте и стоит понимать должность "старосты Святой Троицы"[4]. Вариант её сохранила Псковская 3-я летопись, сообщив под 6915 (1406-1407) годом о гибели в бою старосты "Дому Святой Троицы" Ариста Павловича. "Святой Троицей", "Домом Святой Троицы" или "Домом Святой Троицы и всего Пскова" официальные документы в официальных и торжественных случаях называют Псковское государство[5]. Вот несколько цитат:

(6972 / 1463-1464 год) А в грамоте писано челобитие от всего Пскова за тое, что прислалъ в дом святыа Троица, по псковскомоу челобитию, воеводоу своего князя Федора Юрьевича своими людьми обороноу противоу Немець... А в письме написана благодарность от всего Пскова за то, что прислал в Дом Святой Троицы, по псковской просьбе, воеводу своего князя Фёдора Юрьевича со своими людьми для защиты от немцев... (Псковская 3-я летопись)
(6982 / 1473-1474 год) А язъ князь местерь с воды и с земли сстоупаюся домоу святыа Троица и всего Пскова, моих соуседъ... А я, князь магистр, уступаю воду и землю Дому Святой Троицы и всего Пскова, моих соседей... (Псковская 3-я летопись)
(7011 / 1502-1503 год) -- И на сей грамоте о перемирии ... великих государей русских царей наместник князь псковский Димитрий Владимирович руку дал и печать свою привесил на том, что посадникам псковским степенным крест целовать и добрым людям псковским за все псковские пригороды и всю псковскую державу, отчину великих государей русских царей, и привесить печать Святой Троицы к этой грамоте. (Договорная грамота Пскова с Ливонским орденом о перемирии)

Очевидно, что мы имеем дело не с простыми церковными старостами, заведующими хозяйством небольшого церковного прихода. Учитывая, что речь идёт о купцах, умеющих считать деньги и вести хозяйство, предположу, что "купецкие старосты" Андрей Тимофеевич и Осий заведовали государственными финансами в качестве "старост Дома Святой Троицы"[6]. Если это так, то перед нами редкое, хотя и не единственное свидетельство той огромной роли, которую играли купцы и их корпорация в государственной жизни Псковской республики.

Итак, мы видим различие в указаниях летописей на роли Андрея Тимофеевича и Осия в сообщениях о строительстве Святой Софии:

  • Псковская 2-я подчёркивает их место как зачинщиков всего дела, объединяя со своей корпорацией: "а повелением купецких старост... и всех купцовъ",
  • Псковская 3-я указывает на их должность: "при старостехъ Святеи Троицы" - перечисляя их в ряду других должностных лиц (священника Святой Софии и псковских посадников).

И последнее, что хотелось бы отметить, это указание на дату завершения строительства - 18 июня. Как день памяти Святых мучеников Леонтия, Ипатия и Феодула он был выбран купцами не случайно.  Как любая корпорация в средневековой Руси, "купцы псковские" были озабочены укреплением взаимоотношений в первую очередь с теми святыми покровителями, кто мог бы им помочь в их профессиональной деятельности.

Уезжая в дальнее путешествие, купец расставался с семьёй. Вот почему главными небесными покровителями псковского купеческого братства были Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София: к ним обращались в молитвах с просьбами избавить от одиночества, за благополучие семьи и здоровье родных. Кроме того, к обновлению Святой Софии купцов побудил немецкий плен и угроза жизни. Поэтому они позаботились о постройке в церкви придела Святого Симеона Богоприимца (об этом в эпизоде 1414-1415 гг.), которому молились о пленных и заключённых. И, наконец, третья забота купца на чужбине - его здоровье. Должно быть, поэтому завершение церкви приурочили к дню Памяти Святых Леонтия, Ипатия и Феодула: как следует из их жития, обращение к "Богу Леонтия" исцелило Ипатия от опасной болезни.

В. Большаков, 2016 г.

_______________

[1] Мокеев Г. Еремей Псковский. Колокольный мастер.

[2] Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 15. - М.: Наука, 1989. - С. 145 ("повеление" в значении 1 ("решение")).

[3] Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 1. - М.: Наука, 1975. - С. 217 ("благословение" в значении 4).

[4] Историк А.И. Никитский не смог расшифровать понятие "старосты Святой Троицы" и из-за этого отказал в доверии всему фрагменту из Псковской 3-й летописи: "В последнем известии замечается явное противоречие, так как в описании храма св. Софии, естественно, должны быть упомянуты старосты св. Софии, а не св. Троицы. Поэтому мы отдаём предпочтение первому известию", то есть из Псковской 2-й летописи (Никитский А.И. Очерк внутренней истории Пскова. - СПб., 1873. - С. 172, прим. 1).

[5] Интересное описание происхождения и эволюции понятия "Дом Святой Троицы" смотрите здесь.

[6] Анализ различий в указаниях источников на церковных старост и старост Дома Святой Троицы я опубликую в другом месте.


История профсоюзов, 2016 г.