Обоснование
Сентябрьский календарный стиль.
"Гость" означает купца, торгующего за границей или в другом городе[1].
Комментарий
Праздник Воздвижения креста Господня отмечается 14 сентября по старому стилю - следовательно, начало истории отношу к 14 (24) сентября 1414 года. 27 июля (6 августа) 1415 года псковские купцы были отпущены из немецкого плена. Следующий за этим эпизод разбора построенной в 1354 году деревянной церкви Святой Софии - покровительницы купеческой корпорации Пскова я напрямую связываю с предыдущими событиями. Поэтому отношу начало строительных работ к моменту возвращения купцов домой, произошедшему примерно в начале августа 1415 года.
Дело в том, что в 1414 году неожиданно разразился острый пограничный конфликт между Господином Псковом и немецким епископом Дерпта (летописный Юрьев, современный Тарту в Эстонии). Кроме купцов ("гостей"), обе стороны посадили в темницу также послов друг друга, причём - редкий, особый случай! - немцы казнили одного из них. Над оказавшимися в заложниках купцами - как русскими, так и немецкими - нависла реальная угроза расправы. И хотя конфликт удалось разрешить без войны: немцы прислали новое посольство и заключили мирный договор - псковичи казнили одного из них, как бы восстанавливая таким образом справедливость, одного вашего "противоу", то есть "за" одного нашего.
Как правило, "гостями" в земли Ливонского ордена ездили самые богатые и авторитетные купцы. Права и обязанности "гостей" в чужой земле специально оговаривались международными договорами. Более того, Господин Псков поддерживал высокий статус "гостей", нередко возлагая на них посольские функции. Естественно, что "гости" должны были играть руководящую роль в братстве "купцов псковских", так что его радость в связи с их чудесным избавлением от смерти вполне объяснима.
Явно не случайно указание на точную дату ареста "гостей". Праздник Воздвижения креста относится к числу двенадцати важнейших (после Пасхи) православных Господних праздников. С Воздвижением креста Господня напрямую связан малый праздник Обновления храма (13 сентября по старому стилю)[2]. Чудесное спасение "гостей", захваченных врагами православной веры сразу вслед за Обновлением храма, вполне могло явиться причиной решения братства "купцов псковских" отблагодарить Святую Софию обновлением её церкви.
Аргументом в пользу именно такой подоплёки событий является придел в церкви Святой Софии, посвящённый Симеону Богоприимцу - святому праведнику, которому православная традиция определяет молиться о пленных и заключённых[3]. Этот придел указан в позднейшей описи 1585 года: у "великомученицы Софьи, что во Пскове в Домантове стене, – в приделе Семион святый"[4]. Судя по раскопкам фундамента Святой Софьи, проведённым в 1951 году советским археологом В.Д. Белецким, придел был построен одновременно с церковью в 1415-1416 годах[5].
Итак, мы видим явный отклик братства "купцов псковских" на недавний немецкий плен:
-
обновление церкви Святой Софии как благодарность за чудесное избавление купцов, схваченных врагами после праздника Обновления храма,
-
постройка придела Святого Симеона в церкви для вознесения молитв ему как покровителю пленных и заключённых.
Церковь Святых мучениц Веры, Любови, Надежды и матери их Софии стояла в Довмонтовом городе уже 60 лет, что было явно большим сроком для деревянного храма того времени. За считанные дни был организован её снос. И сразу вслед за этим специально нанятое купцами братство "церковных мастеров" во главе с мастером Еремеем заложило на том же месте каменный храм, закончив строительство в следующем, 1416 году.
В. Большаков, 2016 г.
_______________
[1] Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 4. - М.: Наука, 1977. - С. 107 ("Гость" в значении 2).
[2] В ранней Иерусалимской церкви праздник Обновления храма считался более важным и даже на несколько веков заместил собой Воздвижение креста Господня. Отмечаю это как вторую нить (подобно церкви Святого Кирилла, патриарха Иерусалимского, служившей патрональным храмом "мастеров церковных"), указывающую на возможную связь промысловых братств с иерусалимской православной традицией.
[3] http://days.pravoslavie.ru/Life/life6839.htm
[4] Сборник Московского архива Министерства юстиции: Псков и его пригороды. - М., 1913. - Т. 5. Кн. 1. - С. 174.
[5] Мокеев Г. Еремей Псковский. Колокольный мастер.
|