Обоснование
Датировка по сентябрьскому календарному стилю.
Дата из Псковской 1-й отпадает в связи с тем, что в данном месте летопись повреждена, ряд дат перепутан. В частности, вместо одной погодной записи под заглавием "в лето 6860" помещены три, записанные двумя разными способами - что свидетельствует о компилированном характере этих записей, заимствованных из других сводов. Кроме того, запись о постройке церкви в Псковской 1-й представляет из себя сокращённый вариант записи из Псковской 3-й летописи[1].
Псковская 2-я летопись объединяет сразу две погодные записи из Псковской 3-й о Святой Софии (первую - о строительстве церкви под 6862 годом и вторую - об организации при ней вседневного собора под 6865-м), помечая её более поздней из двух дат.
Таким образом, датировка Псковской 3-й летописи представляется самой надёжной[2].
Обоснование перевода не требуется.
Комментарий
Так как чаще всего строительство храмов осуществлялось в тёплое время года, то я определяю наиболее вероятное время возведения Святой Софии как весну-лето 1354 года.
В данном сообщении мы видим указание на братство купцов, возможно, называвшееся "купцы псковские" (по аналогии с другими общинами и объединениями - "засадой Изборской", "сотней Егорьевской"). Форма объединения "купцов псковских" - ряд, как это следует из сообщений 1465 года ("все рядовичи купцы") и 1510 года ("купецкие старосты всех рядов").
Купцы как единое целое строят свой патрональный храм, полное название которого - церковь Святых мучениц Веры, Любови, Надежды и матери их Софии (день памяти 17 сентября по старому стилю). Такой храм стоял на этом месте: в Довмонтовом городе, непосредственно примыкавшем к Крому / Кремлю - и раньше (раз указано, что церковь "новая"). Историк псковской архитектуры Ю.П. Спегальский писал:
"Вероятно, в XIII веке в Довмонтовом городе была построена купеческая корпоративная церковь во имя святой Софии"[3].
Мне не известны основания (например, археологические данные), по которым он относил начало Святой Софии к 13 веку. Если он прав, то и возникновение братства "купцов псковских" можно отнести к тому же времени.
Строительство патрональных храмов, то есть посвящённых святым - покровителям территориальных общин (концов, улиц) или экстерриториальных промыслово-ремесленных объединений (сотен, дружин, рядов), было на Руси делом распространённым. Применительно к братствам во Пскове, можно упомянуть возведение в 1373 году церкви Святого Кирилла - принадлежавшего братству "мастеров церковных" во главе с Кирилом. И.К. Лабутина по археологическим признакам и обмолвкам позднейших документов отождествила Святую Софию с фундаментом храма, находившимся сразу за Святым Кириллом[4]. Соседство двух патрональных братских храмов в непосредственной близости от Смердьего моста, ведущего в Кремль к церкви Святой Троицы - вряд ли случайно.
Деревянная церковь Святой Софии простояла 6 десятилетий и в 1415 году была заменена купцами на каменную.
В. Большаков, 2016 год
_______________
[1] Советский историк и источниковед А.Н. Насонов доказал, что Псковская 1-я летопись в основе своей содержит сведения, являющиеся по отношению к Псковской 3-й вторичными: то есть сокращёнными и отредактированными (Насонов А.Н. О списках псковских летописей // Псковские летописи (Полное собрание русских летописей. Т. V. Вып. 1) – М.: Языки славян. культуры, 2003. – С. XXXVIII-XLVI).
[2] И.К. Лабутина (Историческая топография Пскова в XIV-XV веках. - М.: Наука, 2011 / Далее - Лабутина-2011. - С. 276-277) делает другой вывод: что принять следует датировку Псковской 1-й летописи (6860 / 1351-1352 год) - который мне представляется ошибочным в силу высказанных в основном тексте аргументов.
[3] Спегальский Ю.П. Псков. - Л.-М.: "Искусство", 1963. - С. 23.
[4] Лабутина-2011. - С. 277-278.
|