История профсоюзов

Древние тексты о русских промыслово-ремесленных братствах

Хроника отдельных профсоюзов


/ Главная / Справочник / Хронология / Древние тексты о русских промыслово-ремесленных братствах

Эпизод 1484 г., Псков

2016-08-15

Братство мясников оплачивает строительство моста через реку Пскову

Оригинальный текст

Перевод, указание на источник

Метка Запсковского моста на плане Пскова 16 века (по Г.Я. Мокееву)

Запсковский мост в 17 веке (фрагмент иконы Жиглевича)

Большой Запсковский мост в 15-16 веках в представлении историка архитектуры Ю.П. Спегальского

В лето 6993. … Тоя же осени псковичи поставиша новыи мостъ черезо Пьскову, а даша мастером 60 рублеи, а платиша то серебро мясники. В год 1484-1485. ... Той же осенью псковичи поставили новый мост через Пскову и дали мастерам 60 рублей; а платили то серебро мясники. (Псковская 2-я летопись)

Обоснование

Датировка по сентябрьскому календарному стилю. Обоснование перевода не требуется.

Комментарий

Событие относится к осени 1484 года, спустя 28 лет после строительства прежнего моста, проведённого братством мостовщиков осенью 1456 года.

Отношения найма описаны словами "даша/дали" и "платиша/платили". Исполнители - братство мастеров-мостовщиков. Заказчик - псковская городская община, обозначенная термином "псковичи". Оплата производилась серебром, псковскими деньгами. Сумма 60 рублей - та же, что и в 1456 году.

Перед нами случай, когда решение Господина Пскова оплачивалось не из городской казны, а особой корпорацией мясников. Не исключаю, что мясники выполняли повинность по очерёдности трат на общегородские нужды. Подобные случаи встречаются в Псковских летописях, например, в 1415 году с братством колокольных мастеров, а в 1417 году - с корпорацией корчмарей.

Однако мясники могли иметь и корпоративный интерес к исправности Великого моста через Пскову. Предположим, что закупленный мясниками скот из Запсковья - где он пасся и содержался - регулярно поступал в центральную часть города, на Торг, где торговали мясники. Можно ли проверить эту мысль?

Историческая топонимика Запсковья даёт нам целый ряд указаний на связь этой городской территории с крупным рогатым и другим домашним скотом:

1) улица Званица, которую археологи и историки Пскова отождествляют с современной улицей Леона Поземского. И.К. Лабутина так объясняет возможное происхождение названия: "Званица за пределами псковского посада переходила в дорогу на север Псковской земли. Возможно, отсюда объясняется и её название. По ней въезжали в Псков. "Званец" (ж. "Званка") - так называли званых, приглашённых гостей"[1]. Действительно, именно такие значения приводит В.И. Даль[2]. Однако я не встретил в Псковских летописях ни одного случая приезда в Псков по Званице кого-то из важных приглашённых лиц (будь то князь, архиепископ и т.п.). Рискну предположить, что первоначально Званица являлась выходом за город, через который по утрам пастухи выводили скот на выпас, а  вечером псковичи отсюда подзывали своих коров и разводили по дворам. Так вплоть до 20 века делалось по всей России (а может быть, делается так и сейчас).

2) под 6978 (1469-1470) годом Псковская 3-я летопись отмечает на Званице "Коровью гридницу" - большое здание с крышей на столбах, в котором, судя по названию, содержался скот. Косвенно вместительность Коровьей гридницы отмечена в том же сообщении:  7 человек в ней были "опалены" молнией - меньшинство из укрывшихся в гриднице от грозы псковичей.

3) под 7040 (1531-1532) годом Псковские 1-я и 3-я летописи указывают в районе Званицы (за церковью Варлаама Хутынского на Званице) некое Стадище. Полагаю, что этот микротопоним означает место для выпаса скота (стадо = Стадище), по аналогии с упоминаемой в Псковских летописях парой Торг = Торговище (место для Торга[3]).

4) церковь Святого Ильи на Свином волоке. И.К. Лабутина, отмечая прежнее затруднение с локализацией Свиного волока, ссылается на И.О. Колосову, которая выявила Свиной волок ("полок") на Запсковье по источнику 1757 года[4]. Этого вполне достаточно для нашей цели. Со своей стороны добавлю, что и сами Псковские летописи позволяют локализовать Свиной волок на Запсковье. Так, Псковская 3-я говорит о сгоревших во время пожара на Запсковье монастыре и церкви Святого Ильи в мае 1465 года. Псковская 1-я под 1468-1469 годом указывает на строительство новой церкви Ильи в монастыре на Свином волоке. По-моему, последовательность логична и естественна: церковь сгорает, через 4 года её строят заново. А значит, запсковский монастырь Святого Ильи - тот же, что монастырь Святого Ильи на Свином волоке.

Добавлю сюда эпизод июля 1611 года, когда к Пскову подошла армия Лжедмитрия Третьего. Он угнал "всякои скотъ псковскои", захваченный за городскими стенами. Лжедмитрий подошёл от Ивангорода, как раз со стороны Запсковья.

Таким образом, связь корпорации мясников с Запсковьем, как и её интерес в нормальном функционировании моста через Пскову становятся вполне возможными, а оплата мясниками его строительства - обоснованной.

Больше из этого краткого сообщения, пока что, ничего не выжать.

В. Большаков, 2016 г.

_______________

[1] Лабутина И.К. Историческая топография Пскова в XIV-XV веках. - М.: Наука, 2011 (далее - Лабутина-2011). - С. 176.

[2] Т. 1. - С. 671.

[3] Так истолковала смысл "торговища" И.К. Лабутина. Согласен с её аргументацией. (Лабутина-2011. - С. 134).

[4] Лабутина-2011. - С. 178; Выпись на дворовые, огородные и лавочные места церкви Богоявления с Запсковья из Псковской провинциальной канцелярии (1757 г.) / подгот. текста, введ. и топографич. коммент. И.О. Колосовой) // Псков. - 2003. - № 18. - С. 113, 124, прим. 11. Кстати, одноимённый монастырь (Святого Ильи Сухого) в другом районе Пскова - в Завеличье, летописи упорно именуют Иглиным, Ыглиным и даже Глиным. На с. 227 Лабутина всё-таки обращает внимание на внутреннюю связь событий 1465 и 1468-1469 годов.


История профсоюзов, 2016 г.