История профсоюзов

Древние тексты о русских промыслово-ремесленных братствах

Хроника отдельных профсоюзов


/ Главная / Справочник / Хронология / Древние тексты о русских промыслово-ремесленных братствах

Эпизод 1373 г., Псков

2016-08-12

Братство "мастеров церковных" во главе с Кирилом строит свой патрональный храм

Оригинальный текст

Перевод, указание на источники

Метка церкви Святого Кирилла на плане Пскова 16 века (по Г.Я. Мокееву)

Метка Святого Кирилла на плане Довмонтова города

Святой Кирилл на макете древнего Пскова (по реконструкции Г.Я. Мокеева)

В лето 6881. … А  на другое лето мастеръ Кирила постави церковь въ свое имя, святыи Кирилъ, оу Смердиа моста над греблею. В год 1372-1373. ... А в следующем году мастер Кирила построил церковь, в свою честь, Святого Кирилла, у Смердья моста надо рвом. (Псковская 1-я летопись)
В лето 6882. Мастеръ церковныи  Кирилъ постави церковъ камену въ свое имя святого Кирила архиепископа иерусалимскаго. В год 1373-1374. Мастер церковный Кирил построил каменную церковь, в свою честь, Святого Кирилла, архиепископа Иерусалимского. (Псковская 2-я летопись)
В лето 6881. … На дроугое лето самъ мастер Кирилъ постави церковь въ свое имя, святыи Кюрилъ, у Смердья моста над греблею. В год 1372-1373. ... В следующем году сам мастер Кирил построил церковь в свою честь, Святого Кирилла, у Смердья моста надо рвом. (Псковская 3-я летопись)

Обоснование

Датировка по ультрамартовскому стилю, то есть событие относится к весне-осени 1373 года.

Обоснования перевода не требуется.

Комментарий

Уникальное, неповторимое летописное свидетельство.

Во-первых, строительство в свою честь встречается в Псковских летописях ещё лишь однажды, под 7054 (1546) годом, когда по распоряжению тёзки мастера Кирила - богатого мыльника Кирила Титова - был построен придел (не церковь) Святого Кирилла. Строительство храмов в свою честь вообще не соответствует православным представлениям и свидетельствует либо о нескромности строителя, либо о каком-то его особом статусе или праве.

Во-вторых, в Псковской 3-й летописи есть оговорка, что мастер Кирил "сам" построил церковь. Это существенно, ведь обычно братство каменщиков исполняло чужие "повеления/заказы". В нашем случае строительство велось без заказчика и на собственные средства.

В-третьих, церковь была возведена в исторической части Пскова - Довмонтовом городе, рядом со Смердьим мостом и воротами в Кром (Кремль), внутри которого находился главный храм Псковской волости - церковь Святой Троицы. Расположение церкви Святого Кирилла, патриарха Иерусалимского (память 31 марта) в непосредственной близости от Святой Троицы - бесспорное подтверждение исключительно высокого статуса мастера Кирила.

Итак, личный проект строительства "для себя" и в свою честь, локализация церкви, высокий статус мастера Кирила - вот основания уникальности эпизода.

Возникают два вопроса. Откуда у Кирила такие права, статус и средства, и кто ходил в построенную церковь?

В 1364-1366 г. братство каменщиков возвело новое здание церкви Святой Троицы. Помимо оплаты строительства, псковичи на вече воздали мастерам княжеские, беспрецедентные для строителей почести, заключавшиеся, как можно предположить из летописного текста, в предоставлении каких-то особых прав или гарантий. Сопоставляя эти данные с настоящим эпизодом, делаю вывод о том, что строительство церкви Святого Кирилла могло являться как раз реализацией полученных прав и гарантий. Оформленных особой жалованной грамотой Господина Пскова мастеру Кирилу и его братству[1].

Далее. Для функционирования церкви необходимы богослужения и денежные средства; первое обеспечивает священник, второе - паства. Постоянство этих составляющих гарантируется административными решениями церковных властей. Следовательно, если церковь Святого Кирилла явилась почестью псковичей за Святую Троицу, то в грамоте Пскова присутствовало указание на прихожан новой церкви. Из кого, логичней всего предположить, состоял новый приход? Конечно, из тех, кто вместе с мастером Кирилом строил Святую Троицу и заслуживал почестей за это.

В.Д. Белецкий определил точное положение церкви Святого Кирилла в северо-западном углу Довмонтова города, отождествив его с фундаментом одного из храмов, раскопанных в 1959-1961 годах экспедицией Государственного Эрмитажа[2]. Обращает на себя внимание, что Святой Кирилл стоял рядом со Святой Софией - патрональным храмом братства "купцов псковских": в 1354 году купцы построили здесь свой новый деревянный храм, а в 1416 году заменили его на каменный. Такое соседство двух братских храмов не может быть случайным.

Таким образом, присоединяюсь к выводу историка псковского зодчества Ю.П. Спегальского, что церковь Святого Кирилла могла быть патрональным храмом братства церковных строителей во главе с мастером Кирилом[3]. Позже ленинградский историк архитектуры П.А. Раппопорт в посмертном издании книжки Спегальского писал: "Выяснилось, что это была очень маленькая церковь, вероятно, представлявшая собой всё же не корпоративную, а личную постройку псковского зодчего Кирилла"[4]. Не могу согласиться с этим возражением. Только заграничной торговлей с Юрьевом (современный Тарту в Эстонии) занималось не меньше полусотни "купцов псковских" (эпизод 1478 года), что позволяет определить число всех членов купеческого братства в несколько сотен человек. Между тем, площадь их Святой Софии лишь вдвое больше Святого Кирилла (это видно на плане Довмонтова города).

Наконец, все или большинство каменных церквей, построенных во Пскове за несколько лет (помимо Святой Троицы), предшествовавших данному эпизоду, могли быть возведены братством мастера Кирила. Вот они:

  • 1366 - церковь Ивана Богослова на Снетогорском дворе,
  • 1369 - церковь Святого Георгия на Болоте,
  • 1370 - церковь Святого Николы на Усохе,
  • 1372 - церковь апостолов Петра и Павла, церковь Святого Власия
  • 1373 - церковь Святого Тимофея-Довмонта.

Заработанные на этих церквях средства, видимо, и позволили каменщикам построить собственный патрональный храм.

В. Большаков, 2016 г.

_______________

[1] Первым предположение о том, что Святую Троицу могли строить под руководством мастера Кирила, высказал советский археолог и специалист по древнерусской аритектуре Н.Н. Воронин (Воронин Н.Н. У истоков русского национального зодчества // Ежегодник Института истории искусств. 1952. - М., 1952. - С. 302).

[2] Белецкий В.Д. Церковь Кирилла 1374 г. в Пскове (по материалам археологических раскопок) // Культура средневековой Руси. - Л., 1974.

[3] Спегальский Ю.П. Псков. – М.-Л.: Искусство, 1963. - С. 32. Правда, он не озаботился развёрнутой аргументацией своего вывода.

[4] Спегальский Ю.П. Псков. - Л.: "Искусство", 1978. - 234, комм. 10 на: Белецкий В.Д. Церковь Кирилла 1374 г. в Пскове // Культура средневековой Руси. - Л., 1974. - С. 103.


История профсоюзов, 2016 г.