История профсоюзов

Всероссийский съезд учителей (предварительное совещание) (04.1905)

I Всеросс. съезд учителей и деятелей по народному образованию (06.1905)

II делегатский съезд Всероссийского союза народных учителей (12.1905)

III делегатский съезд Всероссийского союза народных учителей (06.1906)


/ Главная / Справочник / Съезды / Учителя

Всероссийский съезд учителей (предварительное совещание) (04.1905)

Всероссийский съезд учителей (предварительное совещание) (11-13 (24-26).04.1905; Москва)

Общий контекст и предшествующие события

В феврале 1905 года на волне общественного подъёма, вызванного к жизни активной "банкетной кампанией" интеллигенции и служащих, а также массовыми январскими стачками рабочих во многих городах России, началось повсеместное создание новых профессиональных организаций. Петербургское педагогическое общество взаимопомощи также выдвинуло идею учреждения Всероссийского союза учителей. Непосредственную работу по подготовке учредительного съезда взяло на себя Московское педагогическое общество. Несмотря на запрет его деятельности московским градоначальником, организационное бюро общества, работая нелегально, завершило всю необходимую деятельность по созыву съезда.

Московский комитет РСДРП выпустил и распространил среди делегатов листовку "К народным учителям", в которой содержался призыв к борьбе под руководством пролетариата за победу демократической революции, за свержение царизма и установление демократической республики.

Дата и место проведения

Съезд проходил в Москве 11-13 (24-26) апреля 1905 года.

Состав участников

На съезде собрались как избранные делегаты, так и приехавшие в Москву и приглашённые на съезд учителя из разных мест России. Всего в заседаниях участвовало 123 или 152 учителя из 30 губерний. В их числе был 71 сельский учитель. Значительным влиянием среди последней категории пользовались эсеры.

Среди большевиков и примыкавших к ним были М.Н. Покровский, И.И. Скворцов-Степанов, Л.Р. Менжинская, П.Г. Дауге, Н.А. Рожков, В. Ананьин.

Общий ход заседаний

Ввиду того, что часть делегатов прибыла на съезд по приглашению организационного бюро, а не была избрана, съезд решили считать предварительным совещанием.

С основными докладами и речами на съезде выступили освобожденцы В.И. Чарнолусский, Г.А. Фальборк, В.Г. Вахтеров и другие. Они отстаивали либеральную платформу профессионально-политического союза, которая содержала требования основных демократических свобод. Ту же точку зрения разделяли эсеры.

Социал-демократы в начале съезда внесли предложение, чтобы будущий Союз учителей в качестве своей политической платформы принял программу-минимум РСДРП, в том числе выдвинул задачи борьбы за свержение царизма и установление демократической республики. Когда в ходе совещания стало очевидно, что это предложение не получает большинства голосов, социал-демократы внесли проект создания революционного профессионального союза учителей, в уставе которого вообще не должны формулироваться политические цели. Но и это предложение было отвергнуто большинством голосов.

Съезд принял "освобожденческую" политическую платформу и объявил о создании профессионально-политического Союза учителей и деятелей по народному образованию. 26 делегатов социал-демократической группы заявили, что принятие совещанием либерально-буржуазной политической программы лишает их возможности вступать в союз.

Кроме того, были обсуждены основные принципы объединения разрозненного учительского демократического движения в России, проект программы и Устава создаваемого Союза.

Съезд избрал Бюро Московского союза, которому поручил совместно с Бюро Петербургского учительского союза подготовить делегатский Съезд по организации Всероссийского Союза учителей и деятелей народного об­разования.

Итоги, последствия, значение

В связи с признанием своих полномочий недостаточными, участники съезда/совещания договорились считать его решения рекомендательными. По той же причине форум не привёл к законченному организационному оформлению Всероссийского союза учителей с его общей платформой, структурой и центральными органами. Однако мобилизующая и организующая роль съезда/совещания оказались достаточны для того, чтобы через 2 месяца необходимое число делегатов с достаточными полномочиями собрались на следующий съезд, который и стал Учредительным съездом Союза учителей и деятелей по народному образованию.

Источники и литература

Ерман Е.К. Интеллигенция в первой русской Революции. - М.: "Наука", 1966. - С. 90-91.

Кондрашёв А.Н. Очерк истории Всероссийского союза учителей (2015 г.).

Пролетарий. - 1905. - № 4. - 4 (17) июня.

История профсоюзов, 2016 г.