История профсоюзов

Всероссийский съезд учителей (предварительное совещание) (04.1905)

I Всеросс. съезд учителей и деятелей по народному образованию (06.1905)

II делегатский съезд Всероссийского союза народных учителей (12.1905)

III делегатский съезд Всероссийского союза народных учителей (06.1906)


/ Главная / Справочник / Съезды / Учителя

III делегатский съезд Всероссийского союза народных учителей (06.1906)

III делегатский съезд Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию (7-10 (20-23).06.1906; Юстилла или Териоки, Финляндия)

Общий контекст и предшествующие события

Съезд проходил в обстановке усиления правительственных репрессий, остриё которых было направлено не только против крайней левой оппозиции (эсеры, социал-демократы, анархисты), но и против организаций, поставленных вне закона принятыми в марте 1906 года Временными правилами об обществах и союзах. К числу таких организаций относился и Союз народных учителей: как союз профессиональных обществ он был незаконен в принципе, а как союз обществ, не имеющих "задачи получения для себя прибыли" (примерный аналог современной НКО) - Союз также был незаконен, потому что объединял учителей как служащих, состоящих на государственной или земско-городской службе. О размахе репрессий говорят следующие цифры: за год с  лета 1905 по июнь 1906 года было зарегистрировано 800 пострадавших учителей - членов Союза; из них 175 уволены, 565 арестованы, 49 высланы или сосланы, 20 перешли на нелегальное положение. 7 представителей профессии были убиты. К моменту съезда Союз истратил более 5000 рублей на помощь своим репрессированным товарищам. К этому стоит добавить, что Союз народных учителей оказался наиболее пострадавшим от репрессий среди профессионально-политических союзов интеллигенции и служащих.

Накануне съезда, 6 (19) июня 1906 года под псевдонимом Карпов перед группой делегатов выступил В.И. Ленин с докладом по аграрному вопросу. Эсеровская газета "Голос" привела речь Ленина в изложении (1906. - № 15. - 8 июня). После доклада состоялись прения.

Дата и место проведения

Съезд состоялся 7-10 (20-23) июня 1906 года - ровно через год после Учредительного съезда союза. Несмотря на то, что в Санкт-Петербурге в это время заседала Государственная дума, проводить съезд пришлось в Финляндии, то есть за пределами досягаемости российской полиции. Относительно конкретной локализации авторы расходятся: по одной версии, высказанной М.В. Седельниковой и основанной на воспоминаниях видного деятеля Союза Н.В. Чехова - съезд состоялся в местечке Юстилла под Выборгом, по другой - в Териоки (современный Зеленогорск).

Состав участников

Участвовало не менее 190 делегатов, представлявших 109 групп (кроме того, о 9 группах не было сведений) из 43 губерний с 6314 членами, а также не входящие в ВСУ профессиональные организации. В партийном составе выявилось преобладание эсеров. Кроме того, съезд пригласил к участию в заседаниях представителей пяти партий: эсеров, социал-демократов, Бунда, кадетов и Украинской радикально-демократической партии.

Общий ход заседаний

На нескольких заседаниях председательствовал Н.В. Чехов.

Много времени ушло на сообщения делегатов с мест и обсуждение политических событий в стране. Была отмечена роль народных учителей в политическом пробуждении крестьянства и появлении Крестьянского союза, членами которого стали многие из учителей. По воспоминаниям Чехова, делегаты говорили уже не об организации групп и подготовке их к политическим выступлениям, как это было на Первом и Втором съездах, а о самих революционных выступлениях. Много говорилось об учителях — жертвах революции, погибших во время погромов и открытых боёв, заключённых в тюрьмы и отправленных в ссылки. Съезд принял резолюцию:

"Принимая во внимание, что народы России ведут напряжённую борьбу за своё освобождение и за лучшее будущее; принимая во внимание, что широкая просветительная деятельность и правильно организованная свободная и всем доступная школа возможны только в свободном демократическом государстве; принимая во внимание, наконец, что буржуазные партии отступают назад, стремятся затушевать социальные противоречия, угасить великую борьбу и, жертвуя интересами народа, превратить её в хаотический ряд компромиссов и примирений, принимая всё это во внимание, съезд полагает, что долг Союза — принять в освободительной борьбе самое деятельное участие".

Только что созданная в Государственной думе Трудовая группа получила особую поддержку, закреплённую в ещё одной резолюции съезда.

Основной темой съезда стал вопрос о платформе Союза: оставить её профессионально-политической или заменить профессиональной. Деятельность многих организаций ВСУ не ограничивалась профессиональными вопросами, а часто они вообще отступали в сторону в пылу революционных событий, например, многие группы сконцентрировались вокруг пропагандистской и разъяснительной политической работы среди крестьян. При этом идея смены платформы с профессионально-политической на профессиональную была связана со стремлением, с одной стороны, к росту численности Союза, включению всех политических и профессиональных сил, с другой — к недопущению подчинения Союза интересам ПСР. Сторонники сохранения платформы считали, что отказ от политической составляющей отвлечёт учителей и ослабит их участие в революции. Главными препятствиями к росту численности Союза его члены считали репрессии, давление и угрозы, а также косность учительской среды.

После длительных прений, занявших весь день 9 (22) июня, произошло голосование. 96 голосов было подано за профессиональную платформу, 81 за профессионально-политическую, и 13 делегатов воздержались.

Кроме того, съезд обсуждал вопрос о самостоятельном существовании Союза учителей и деятелей средней школы. Было признано, что средняя школа, обслуживающая интересы небольшой части русского общества, является поэтому "чисто классовой школой, подлежащей упразднению" и что её учитель должен стать народным учителем.

Итоги, последствия, значение

Отказ Союза народных учителей от своего профессионально-политического статуса и превращение его в чисто профессиональную организацию имели далеко идущие последствия. Социал-демократы вернулись в Союз, организовав в нём особый социал-демократический отдел. В профсоюз стали вступать учителя, которых ранее отпугивала политическая заострённость его платформы. Наконец, началось сближение с национальными союзами учителей, приведшее вскоре к созданию Федерации союзов учителей. Всё это обеспечило значительный численный рост Союза народных учителей и укрепление его влияния в среде профессиональных и профессионально-политических союзов служащих и интеллигенции России.

Источники и литература

Кондрашёв А.Н. Очерк истории Всероссийского союза учителей (2015 г.).

Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 годах. - М.: "Мысль", 1981. - С. 69, 70-71, 72.

Меркулова Г.И., Куприянова Т.В., Спорыхина М.В., Юдин В.П. Страницы истории профсоюзного движения в системе образования России. - Москва: Изд. МГОУ, 2006.

Протоколы третьего делегатского съезда Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию, 7—10 июня 1906 г. - СПб., 1906. - 174 с.

Седельникова М.В. Н.В. Чехов — видный деятель народного просвещения. - М.: Учпедгиз, 1960. - С. 69-71.

История профсоюзов, 2016 г.