«Задачи Союза
§ 1. Основными задачами своими Союз считает:
А. Борьбу за коренную реорганизацию дела народного образования в России на началах свободы, демократизации и децентрализации его, понимая под этим осуществление следующих начал:
а) введения всеобщего, бесплатного и обязательного начального обучения;
б) принятия мер, обеспечивающих действительную общедоступность обучения (бесплатное снабжение учащихся начальных школ учебниками, учебными пособиями, одеждой, пищей и т.п.);
в) преподавания на родном языке населения во всех типах школ;
г) согласования всех типов школ так, чтобы общеобразовательная школа высшего типа составляла непосредственное продолжение школ низшего типа;
д) введения бесплатности образования на всех его ступенях;
е) признания преподавания религии частным делом, исключения этого преподавания из курса общественных школ;
ж) установления свободы преподавания при выполнении программ данной школьной ступени, отмены цензуры учебников, пособий, книг для чтения учащихся;
з) уничтожения всех ограничений и привилегий в области образования, связанных с полом, национальностью, вероисповеданием и сословностью;
и) совместного обучения во всех учебных заведениях;
к) установления свободы частной инициативы в области школьного и внешкольного образования, явочного порядка открытия учебных заведений и образовательных учреждений всех типов;[1]
м) организация профессионального и специального образования, как продолжения курса общеобразовательных учебных заведений;
н) передачи дела народного образования органам местного самоуправления и национальным организациям, образованным на началах всеобщего, без различия пола равного, прямого и тайного голосования;
о) обязанности для органов, заведывающих народным образованием, удовлетворения образовательных потребностей взрослого населения.
§ 2. Для достижения поставленных в § 1 основных целей Союз берёт на себя выполнение следующих задач:
а) открытая и свободная критика путём устного и печатного слова современного школьного строя и правительственной политики в области народного образования;
б) коллективная разработка вопросов народного просвещения в духе принципов, указанных в пункте 1, § 1;
в) содействие в удовлетворении духовных потребностей учителей (организация библиотек, снабжение учителей произведениями периодической печати, устройство чтений и лекций для учителей, организация кружков с целью повышения квалификации учителей);
г) организация доступной юридической помощи учителям и учащимся;
д) организация взаимного страхования на случай потери места вследствие политической и общественной деятельности;
е) широкое распространение среди населения и реализация политических идей и задач, положенных в основу Союза».
Источник: Седельникова М.В. Н.В. Чехов — видный деятель народного просвещения. - М.: Учпедгиз, 1960. - С. 64-65.
[1] Так в тексте. Сразу за пунктом «к» идёт пункт «м». – В.Б.