История профсоюзов

Всероссийский съезд учителей (предварительное совещание) (04.1905)

I Всеросс. съезд учителей и деятелей по народному образованию (06.1905)

II делегатский съезд Всероссийского союза народных учителей (12.1905)

III делегатский съезд Всероссийского союза народных учителей (06.1906)


/ Главная / Справочник / Съезды / Учителя

II делегатский съезд Всероссийского союза народных учителей (12.1905)

II съезд Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию (26-29.12.1905 (8-11.01.1906); Териоки, Финляндия)

Общий контекст и предшествующие события

Съезд проходил в обстановке обострения революционной борьбы в России, победы Всеобщей политической стачки в октябре и усиления репрессий со стороны правительства в последние два месяца 1905 года. По данным съезда (неполным), 450 учителей, так или иначе участвовавших в политических стачках и беспорядках, были уволены, из них 250 арестованы, 14 сосланы и четверо убиты. Вместе с тем численность представленных на съезде членов Союза народных учителей выросла с 4668 в июне до 8714 человек на середину декабря 1905 года, хотя его организации и руководящие органы после недолгого периода "Свободы" в октябре-ноябре вынуждены были перейти на нелегальное положение.

Дата и место проведения

Съезд проходил недалеко от Санкт-Петербурга, в Териоки (Финляндия) 26-29 декабря 1905 (8-11 января 1906) года, за пределами досягаемости российской полиции. Из конспиративных соображений, официальным местом проведения съезда назывался Санкт-Петербург.

Состав участников

...

Общий ход заседаний

В повестке дня Съезда значились вопросы:

  1. О полной внутренней реорганизации существующих учительских об­ществ взаимопомощи и объединении их во Всероссийскую организацию на началах материальной взаимопомощи, духовных и правовых потребностей учителей.
  2. Отношение Съезда к проекту государственного представительного органа и участие учителей в избирательной акции.
  3. Обсуждение вопроса о политической забастовке учителей и прак­тическому её осуществлению.
  4. Вопрос о совместной работе Союза с другими союзами, близкими по сфере деятельности: крестьянским, земских и городских служащих, академическим, врачебным и др.
  5. Отношение к Союзу союзов.
  6. Фактическое осуществление мер по реорганизации дела народного образования.
  7. Утверждение устава кассы взаимного страхования и проекта изда­ния периодического органа Союза.
  8. Участие Союза в помощи голодающим.
  9. Национальный вопрос и вопрос областного и местного самоуправ­ления в связи с постановкой дела образования.
  10. Организация школьного дела: соотношение низшего и среднего образования, типы школ, заведывание школьным делом и содержание школ, вопрос о программах, привилегиях по образованию и т.д.
  11. Вопросы, вносимые на Съезд по постановлению Учредительного Съезда:
    - обязательное снабжение учащихся даровой пищей, одеждой, ночле­гом;
    - доставление возможности дарового дальнейшего образования спо­собным ученикам начальной школы;
    - религиозный элемент в школе.
  12. Текущие дела:
    а) отчет Центрального бюро;
    б) жизнь Союза за истекшее время;
    в) областная организация внутри Союза.

Главной задачей съезда, призванной "разрешить давно назревшую потребность", являлось решение вопроса о будущности обществ взаимопомощи учителей. После значительных дебатов съезд высказался за полную внутреннюю реорганизацию учительских обществ взаимопомощи и объединения их во Всероссийскую организацию на началах материальной взаимопомощи и правовой защиты учителей. Также был принят устав кассы взаимопомощи.

Кроме того, на съезде была организована комиссия по национальной школе, а также выражено отрицательное отношение к корпоративному объединению учителей по типам школ.

Съезд также выступил против участия в выборах в I Думу и призвал к созыву Учредительного собрания.

Итоги, последствия, значение

Съезд зафиксировал общие настроения роста и развития, охватившие актив Союза народных учителей к концу 1905 года. Это касается как стремления к поглощению или подчинению своему влиянию учительских обществ взаимопомощи либо профессиональных союзов (включая национальные), так и готовности к дальнейшей борьбе за политические права "российских подданных". Как показали события после съезда, эти намерения оправдались лишь отчасти. И если реализация политических планов и мечтаний отодвигалась в далёкое будущее, что называется, по форс-мажорным обстоятельствам, то весьма скромным успехам в деле дальнейшего объединения профессии Союз народных учителей обязан прежде всего своей приверженностью "профессионально-политической" платформе, которая отрезала от Союза значительные массы аполитично или, наоборот, радикально настроенных активистов учительского движения.

Источники и литература

Кондрашёв А.Н. Очерк истории Всероссийского союза учителей (2015 г.).

Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 годах. - М.: "Мысль", 1981. - С. 69.

Меркулова Г.И., Куприянова Т.В., Спорыхина М.В., Юдин В.П. Страницы истории профсоюзного движения в системе образования России. - Москва: Изд. МГОУ, 2006.

Протоколы второго делегатского съезда всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию 26-29 декабря 1905 г. - СПб., 1906.

История профсоюзов, 2016 г.