История профсоюзов

Всероссийский съезд учителей (предварительное совещание) (04.1905)

I Всеросс. съезд учителей и деятелей по народному образованию (06.1905)

II делегатский съезд Всероссийского союза народных учителей (12.1905)

III делегатский съезд Всероссийского союза народных учителей (06.1906)


/ Главная / Справочник / Съезды / Учителя

I Всеросс. съезд учителей и деятелей по народному образованию (06.1905)

I Всероссийский съезд делегатов учителей низшей и средней школы и деятелей по внешкольному образованию (7-10 (20-23).06.1905; Санкт-Петербург - Выборг - Юстилла, Финляндия)

Общий контекст и предшествующие события

Съезд проходил в обстановке массового создания профессионально-политических и профессиональных союзов, охватившего весной-осенью 1905 года российскую интеллигенцию. Он состоялся через 2 месяца после Всероссийского съезда учителей в Москве, который не выполнил задачу создания Всероссийского профобъединения, а носил характер предварительного совещания с решениями, имевшими рекомендательный характер.

Избранное этим съездом/совещанием Организационное бюро союза (из представителей петербургского и московского союзов учителей) разослало призыв на учредительный съезд Всероссийского союза по всем учительским обществам взаимопомощи и инициативным группам учителей в тех местностях, где обществ взаимопомощи не было. Несмотря на запрещение Всероссийского союза учителей со стороны Министерства народного просвещения, призыв получил широкий отклик. Повсеместно избирались делегаты на съезд из среды не только действующих учителей, но и лишённых администрацией права на преподавание, и даже административных ссыльных. Делегаты из местных групп собирались на съезд нелегально, иногда из мест ссылки.

Перед отъездом в Санкт-Петербург большевистские делегаты Москвы провели совещание, на котором договорились о своей позиции на съезде.

В Санкт-Петербурге состоялось совещание уже всех делегатов "социал-демократической группы", на котором выяснялось соотношение сил на съезде и была намечена общая тактика по вопросам, стоявшим на съезде.

Дата и место проведения

Съезд предполагалось провести в Санкт-Петербурге. Первое заседание, как и  было запланировано, открылось 7(20) июня 1905 года в аудитории Технологического института. Однако очень быстро помещение было занято чинами полиции. Для продолжения заседаний участникам съезда пришлось перебираться в Выборг (Финляндия), где российская полиция не имела возможности ему воспрепятствовать.

8(21) июня съезд возобновил работу на выборгской даче И.Н. Стоюниной (содержательницы известной столичной женской гимназии, председателем совета которой был один из организаторов съезда В.А. Герд).

9(22) июня заседания проходили в местечке Юстилла, а заключительное заседание 10(23) июня - опять на даче Стоюниной.

При этом из соображений безопасности в предназначавшихся к публикации материалах съезда указывалось место его проведения как Петербург.

Состав участников

Общее число делегатов - 173 человека, из них 147 от 81 "местной группы", которые объединяли в общей сложности 4668 учителей и деятелей народного образования. При этом, по сведениям Бюро съезда, на нём была представлена только половина образовавшихся в провинциях учительских групп.

Партийный состав: либеральный "Союз освобождения", Партия социалистов-революционеров, единая социал-демократическая группа (большевики, меньшевики, внефракционные) Российской социал-демократической рабочей партии. Большинство участников съезда составляли беспартийные делегаты, так или иначе примыкавшие к партийным группам и платформам.

Большевики вместе с сочувствующими (в составе социал-демократической группы) было немногочисленны: И.И. Скворцов-Степанов, М.Н. Покровский, Н.А. Рожков, Л.Р. Менжинская, Е.Д. Стасова.

Общий ход заседаний

Председательствовал на съезде В.И. Чарнолусский, заместителем был избран Н.В. Чехов. Так как первый находился на нелегальном положении, то всю съездовскую документацию подписывал Чехов.

В день проходило по 2 заседания съезда, а между ними работали комиссии по выработке резолюций и редактированию принятых постановлений и параграфов устава будущего Союза.

Особое место на съезде заняли дискуссии по вопросу о форме и характере объединения учителей: профессионально-политический союз (с платформой, построенной на требовании основных демократических свобод) или профессиональный союз вне партий и их платформ, объединяющий "всех прогрессивных учителей". Первую точку зрения, которая отстаивалась с внепартийных и общедемократических позиций, отстаивали делегаты - освобожденцы и эсеры. Второй точки зрения придерживались социал-демократы, потерпевшие поражение на апрельском съезде учителей в борьбе за программу-минимум РСДРП. Они утверждали, что интеллигенты, создающие профессионально-политические союзы, добиваются единения не с революционным народом, а с либеральной буржуазией, с такими деятелями, как "пресмыкающийся у трона" князь С.Н. Трубецкой (который вскоре стал первым выборным ректором Московского Императорского университета).

Скворцов-Степанов от лица социал-демократической группы предложил "учредить единый революционный профессиональный союз учителей для борьбы с самодержавием  за свободную школу, для защиты учительства от произвола царской бюрократии". По позднейшему отзыву Чехова (сделанному уже в советские годы), эта речь "была наиболее оппозиционной, с беспощадной критикой правительственной политики в деле народного образования".

За создание профессионально-политического союза на профессионально-политической платформе голосовало 110 делегатов. За предложение социал-демократической группы голосовало 40 делегатов (члены группы плюс несколько беспартийных). 9 человек воздержались от голосования.

После оглашения итогов голосования Скворцов-Степанов заявил, что освобожденцы и эсеры умышленно произвели раскол и отсекли от союза ту часть делегатов, которая выступила за создание профессионального союза учителей. Объявив победившую платформу "освобожденческим обгрызком программы", социал-демократы огласили следующее заявление:

"Ввиду того, что съезд учителей в Петербурге отказался принять формы организации, обеспечивающие объединение всех прогрессивных учителей, и что учреждаемый на съезде союз учителей при таких обстоятельствах неизбежно должен принять буржуазно-либеральный характер, учителя социал-демократы вынуждены отказаться от участия в таком союзе и оставляют Петербургский съезд".

Заявление подписали 31 или 32 члена с.-д. группы. Их уход произвёл на беспартийных делегатов большое впечатление. Многие из них опасались, что масса учителей будет недовольна отсечением значительной части активистов движения.

При таких обстоятельствах 9(22) июня было провозглашено создание Всероссийского Союза учителей и деятелей по народному образованию (ВСУ), утверждён его Устав (в основу которого легли положения принятой в марте 1905 года "Записки 256-ти" учителей Санкт-Петербурга). Профессионально-политическая платформа Союза включала в себя такие положения, как:

  • передача власти в руки народа через созыв учредительного собрания на основе прямого всеобщего равного тайного голосования,
  • провозглашение свобод личности и жилища, совести, слова, печати, объединений, собраний и стачек,
  • отмена преследований по политическим и религиозным мотивам.

Профессиональная часть включала в себя «признание равных прав на образование для всех граждан без каких-либо различий, требование преподавания на родном языке населения во всех типах школ, введение всеобщего бесплатного обязательного обучения в начальной школе и бесплатного обучения в средней и высшей школе, исключение закона божия как обязательного предмета преподавания, передачу народного образования в руки местного самоуправления». Задачей Союза была заявлена реализация программы реорганизации школы на демократических началах. Включённая в параграф 1 устава Союза, эта программа была поддержана всеми делегатами съезда единогласно.

Основные методы борьбы за цели Союза:

  • выпуск собственных изданий и ведение через них агитации, публикации в других изданиях,
  • бойкот инспекторов и других лиц,
  • игнорирование министерских программ и указов,
  • поддержка учителей, лишившихся заработка из-за своей политической деятельности.

Кроме того, членам союза предлагалось привлекать в Союз новых членов, осуществлять взаимопомощь в самообразовании, вести политическую пропаганду среди крестьян и обдумать возможность политической забастовки.

Съезд избрал Центральное Бюро Союза с полномочиями:

  • принимать в состав Союза местные группы,
  • осуществлять намеченный план деятельности,
  • представительствовать в Союзе союзов от имени Союза,
  • созвать следующий съезд через год.

Съезд также отверг предложение учителей петербургских средних школ о вступлении их союза в ВСУ в качестве автономной единицы.

Итоги, последствия, значение

С точки зрения профсоюзной, результаты съезда были довольно противоречивыми. С одной стороны, образованный на съезде Союз народных учителей явился крупнейшим всероссийским профобъединением преподавателей и педагогов, наиболее активным политически, уже в октябре 1905 года включившимся в стачечную борьбу. С другой стороны, принятая Союзом "профессионально-политическая" платформа действительно подтолкнула к дальнейшему обособлению в союзы как левые социал-демократические группы учителей, так и более умеренные слои преподавателей, не желавшие отвлекаться от борьбы за профессиональную тематику ради борьбы с самодержавием и партийной розни. В результате в годы первой Революции профессия оказалась расколота на несколько всероссийских и десятки региональных учительских объединений. Только в Революцию 1917 года наследник ВСУ - Всероссийский учительский союз - стал доминирующей силой в профессии.

На сайтах Профсоюза работников народного образования и науки РФ распространено мнение, что идеи организационного строения, заложенные в утверждённом на съезде Уставе ВСУ, "в той или иной степени нашли отражение в современных профсоюзных структурах".

Источники и литература

Борьба. - 1905. - № 2. - 29 нояб.

Вестник Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию. - 1905. - № 2.

Ерман Е.К. Интеллигенция в первой русской Революции. - М.: "Наука", 1966. - С. 91-92.

Кондрашёв А.Н. Очерк истории Всероссийского союза учителей (2015 г.).

Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 годах. - М.: "Мысль", 1981. - С. 69-70.

Меркулова Г.И., Куприянова Т.В., Спорыхина М.В., Юдин В.П. Страницы истории профсоюзного движения в системе образования России. - Москва: Изд. МГОУ, 2006.

Седельникова М.В. Н.В. Чехов — видный деятель народного просвещения. - М.: Учпедгиз, 1960. - С.61-65.

История профсоюзов, 2016 г.