История профсоюзов

Исследования и публицистика

Воспоминания

Документы

Беллетристика

Периодика

Литературные опыты профсоюзников


/ Главная / Архивохранилище / Библиотека / Документы

Информационный листок ППО "Форд" от 15 августа 2007 г.

2015-09-07

Не надо плакать, организуйтесь!

Первичная профсоюзная организация «Форд Мотор Компани» ЗАО[1]

Профсоюзный Комитет

Информационный листок

15 августа 2007 г.

«Победу одерживает только тот,
кто сражается» - Д.А.

Пока мы все праздновали заслуженный отпуск, в Тольятти товарищи из профсоюза "Единство" (входят в МПРА[2]) организовали 4-х часовую предупредительную забастовку. Предлагаем небольшой обзор по статье Б. Кагарлицкого. Полный вариант можно найти на нашем сайте http://www.ford-profsoyuz.ru.[3]

После успешных выступлений рабочих «Форда» тема свободных профсоюзов стала очень модной. О них писали, их показывали по телевидению. Успехи фордовцев превратились в предмет зависти и подражания. И не удивительно, что, когда в начале августа забастовочная ситуация возникла на бывшем флагмане советской индустрии АвтоВАЗе, об этом заговорили все средства массовой информации. Забастовка на ВАЗе[4] показательна во многих отношениях. Сам по себе тот факт, что рабочие не добились выполнения своих требований, ещё ни о чем не говорит. Тем более что стачка была всего лишь предупредительной. Рабочему движению России ещё предстоит осознать, что неудачи – нормальная часть борьбы. Далеко не все выступления профсоюзов завершаются победой, многие заканчиваются поражением, а чаще всего – компромиссом. Причём условия этого компромисса неизменно вызывают бурную дискуссию (одни считают его успехом, другие доказывают, что можно было добиться большего, а кто-то вообще говорит о предательстве). «Странным образом, никто не возмущается чрезмерно большими зарплатами высшего и среднего звена менеджмента. Доходы в этом сегменте у нас непомерно большие». В свою очередь каждое новое требование рабочих порождает в прессе волну негодования – слишком много хотят! Так было еще в Англии XIX века, когда либеральные публицисты объясняли возмутительную несправедливость требования тех, кто пытался ограничить труд малолетних детей на фабриках (представляете, какой убыток от этого понесёт промышленность?). Возмущаются «непомерными» требованиями больше всего те, кто живёт отнюдь не на зарплату в 300–400 долларов. Оплата труда промышленных рабочих в России не только одна из самых низких в Европе (у меня нет данных по Албании), но и существенно ниже, чем на аналогичных предприятиях в Мексике или Бразилии. И надо ещё учитывать, что благодаря укреплению рубля зарплата стала лучше смотреться в долларовом эквиваленте, но от этого ни на грош не выросла. До сих пор наиболее активно свободные профсоюзы развивались на предприятиях, принадлежащих транснациональному капиталу. Было совершенно очевидно, что рано или поздно этот процесс затронет и предприятия отечественного капитала. В этом смысле ВАЗ был просто идеальным объектом. Это флагман старого советского автопрома, свободный профсоюз здесь действует с начала 1990-х, но именно успехи рабочих на «Форде», развитие рабочих организаций на «Рено»[5] и других транснациональных предприятиях подтолкнули активистов профсоюза «Единство» к более радикальным действиям. С другой стороны, столкновение с отечественным капиталом происходит совершенно иначе, чем конфликт с транснациональной компанией, да и сам коллектив здесь существенно отличается. Он больше по численности, менее однороден по возрасту, менее сплочён. Сюда нельзя механически перенести опыт и модели борьбы, успешно применявшиеся в транснациональных корпорациях. Здесь не только разная история, разная экономика производства, разная система финансирования, даже разная идеология. Но самое главное – психология работодателя отличается не меньше, чем сознание персонажей ранних пьес Островского и поведение героев Бальзака. Когда на заводе возникает свободный профсоюз, руководство местного филиала международной компании прежде всего понимает, что в происходящем нет ничего уникального или катастрофического. Оно сделает все возможное, чтобы этот профсоюз задушить, но будет оставаться в рамках здравого смысла. Если убытки, вызванные борьбой против профсоюза, превысят сокращение прибыли, вызванное его требованиями, компания пойдет на компромисс. Причём убытки будут учитываться не только финансовые, но и моральные. Важна, например, репутация компании, рассказывающей всему миру о своей цивилизованности, о своих замечательных социальных программах и гармонии в отношениях с рабочими. И не следует недооценивать риска, связанного с акциями солидарности в других странах. Тут вся сила и весь арсенал средств, накопленных международным рабочим движением за многие годы, приходит на помощь бастующим. Выбор богат – от писем в редакции газет, пикетов и потребительского бойкота до стачки солидарности.

Опять же менеджеры корпорации будут вести переговоры, жёстко торгуясь за каждую копейку (это понимает и лидер профсоюза, который вначале требует примерно в 2 раза больше того, что надеется получить). В конечном счёте придут к соглашению, предъявляя встречные претензии к сотрудникам – подтянуть дисциплину, повысить производительность. У русского капиталиста первого поколения всё будет совершенно иначе. Дело не в том, что он считать не умеет. Он считать вообще не будет. Вопрос стоит не об убытках, а о власти. Кто на предприятии главный? Попытка рабочих чего-то добиться, выдвижение любых требований воспринимается как покушение на систему, на принцип единоначалия, на авторитет хозяина. А потому речь пойдёт не о сумме убытков, не о масштабах взаимных уступок, а о подавлении бунта. Ради этого хозяину не жалко никаких денег. Мы за ценой не постоим! А уж о репутации заботиться и вовсе не приходится. Это у них на Западе репутацию завоёвывают с помощью переговоров, уступок и демонстрации здравомыслия. В России важна крутость. И не думайте, будто хозяева предприятий – злые, тщеславные и упрямые люди. Отнюдь нет. Просто у нас демонстрация жёсткости и неуступчивости – это и есть важнейший аспект деловой репутации. В Европе важно, как посмотрит общество, что подумают потребители, что скажет пресса. У нас же будут оглядываться только на партнёров и конкурентов. А им надо демонстрировать именно жёсткость. Иначе съедят. Ситуация на АвтоВАЗе следующая. Средства для повышения зарплаты есть, хотя, разумеется, все прекрасно понимают, что про 25 тыс[яч] рублей в месяц речь не идёт. Даже прибавка на 25–30% будет расцениваться рабочими как реальный успех. Но именно этого и не хочет администрация. Ведь в случае успеха усилится влияние альтернативного профсоюза, который среди прочего требует разобраться с коррупцией и бесхозяйственностью управленцев (надо же где-то изыскивать ресурсы для повышения зарплаты!). Участники предупредительной забастовки жалуются, что их запугивали, один из активистов профсоюза Александр Дзюбан был задержан и отпущен после трёхчасового пребывания в милиции. У него были конфискованы все профсоюзные материалы, якобы «для проведения экспертизы на наличие экстремизма». На территории предприятия появилась вооружённая охрана. А работодатель вообще отрицал факт забастовки и одновременно жаловался на какие-то безымянные тёмные силы, которые стремятся дестабилизировать обстановку в городе. Обстановка в Тольятти, по правде сказать, действительно сложная. Действующий мэр сидит в тюрьме по обвинению в коррупции, а Пётр Золотарёв, лидер альтернативного профсоюза «Единство», был его главным соперником на прежних выборах. Многие в городе считают, что на самом деле Золотарёв победил, только победу у него «украли». Сам Золотарёв, впрочем, признаётся, что ему повезло: «Если бы выбрали мэром, то сейчас уже либо убили бы, либо посадили». Если учесть судьбу победителя, выглядит это предположение вполне правдоподобно. В типичном советском корпоративном городе, жизнь которого организована вокруг одного гигантского завода, любой трудовой спор оборачивается политическим противостоянием. И наоборот. Проблемы города, вопросы работы транспорта, социальные и бытовые условия жизни непосредственно сказываются на производстве. Когда в Тольятти бастовали водители микроавтобусов[6], сотрудники АвтоВАЗа не могли добраться в цеха. Итог понятен: работодатель ведёт себя агрессивно, бескомпромиссно. А рабочие бывших советских производств (в отличие от более молодых и более сплочённых фордовцев) к такой борьбе часто не готовы. Советские гиганты индустрии имеют очень большие по численности коллективы. Там организовать деятельность свободного профсоюза труднее, тем более если он находится на полулегальном положении. Даже обойти всех, раздать листовку, сообщить о своих требованиях – и то проблема. Беда в том, что в отечественной экономике ещё долго будут соседствовать предприятия и работодатели двух типов. Успехи товарищей, работающих на транснациональные компании, будут подогревать требования людей, занятых в приватизированном советском производстве. Но здесь борьба может оказаться гораздо тяжелее, а главное, она сразу же начнёт политизироваться. Показательно, с какой готовностью выступили в защиту рабочих деятели из Союза правых сил. У лидеров свободных профсоюзов появляется соблазн: не воспользоваться ли предложенной помощью? Нет, у них нет никаких иллюзий. Они прекрасно понимают, что такое СПС. Да и по поводу КПРФ[7] им всё ясно. Но одно дело – общее знание и общие принципы, а другое – конкретная ситуация. Может быть, в данных тяжёлых обстоятельствах помощь следует принимать от кого угодно? Лишь бы выстоять, выжить? На практике такой подход станет проклятием рабочего движения. Ведь перед нами в очередной раз всё тот же бесплатный сыр из мышеловки. Для шахтёров дружба с либералами в конце 1990-х годов закончилась катастрофой, да и обещания КПРФ обернулись обманом. А сейчас на горизонте маячат уже и деятели «Другой России», внезапно воспылавшие любовью к народу. Растаскивание рабочего движения по разным политическим «квартирам» грозит серьёзными поражениями. Использовав рабочих в своих целях, профессиональные политики в очередной раз пожертвуют их интересами. Рано или поздно рабочим лидерам придётся определять собственную позицию и организовываться самостоятельно. Готовы ли к этому свободные профсоюзы? Впрочем, независимо от того, насколько лидеры и активисты рабочего движения осознают стоящие перед ними проблемы, острота и масштабы этих проблем будут только увеличиваться. Прежние достижения тоже давались нелегко. Но теперь будет ещё труднее.    

Репрессии на Автовазе продолжаются.

Как стало известно, за участие в забастовке 1 августа уже уволен один человек - Алексей Анатольевич Виноградов, слесарь механосборочных работ цеха 45-2. Он был членом профсоюза АСМ[8], и профсоюз дал согласие на увольнение своего члена. Основания для увольнения - "неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей" - до забастовки у Алексея был выговор аж за 09.10.2006 года, а участие в забастовке администрация квалифицировала[9], как отказ от выполнения трудовых обязанностей.

Аналогичные основания значатся и в приказе на увольнение Антона Вечкунина. Но т[ак] к[ак] Антон - член выборного органа профсоюза "Единство" (председатель цехкома) - его не так просто уволить.

Кроме того, 67 человек подверглись дисциплинарным взысканиям – выговор и лишение премии за август, возможно ещё и лишение 13-й зарплаты. Есть мнение, что к концу месяца многим из них вынесут повторные дисциплинарные взыскания и подведут тем самым под увольнение. Список пострадавших постоянно растёт. Вот лишь те, про кого известно на сегодняшний день:

Цех 46/1

Узбекова Зоя Юрьевна, маляр; Горюшкина Мария Николаевна, маляр; Прищепова Валентина Дмитриевна, маляр; Морозова Любовь Васильевна, маляр; Баринова Елена Александровна, маляр; Волкова Ирина Леонидовна, маляр; Позднякова Галина Владимировна, маляр; Павлова Лия Ильинична, маляр; Феокристова Раиса Николаевна, маляр; Керснер Ирина Геннадьевна, маляр; Горт Наталья Владимировна, маляр; Покшивалова Елена Ивановна, маляр; Ревенко Александр Иванович, водитель-испытатель; Быкова Татьяна Михайловна, водитель-испытатель; Семёнова Наталья Петровна, водитель-испытатель; Дугаева Ольга Викторовна, водитель-испытатель; Артамонова Елена Анатольевна, водитель-испытатель; Аллилуева Галина Фёдоровна, водитель-испытатель; Зарипова Галина Владимировна, водитель-испытатель; Шубина Наталья Владимировна, водитель-испытатель; Кадрева Татьяна Анатольевна, водитель-испытатель; Махлаев Артём Анатольевич, водитель-испытатель; Кузнецов Валерий Николаевич, водитель-испытатель; Чернядьева Татьяна Александровна, водитель-испытатель; Саляев Евгений Львович, водитель-испытатель; Внукова Анжела Алексеевна, водитель-испытатель; Кудашкин Евгений Сергеевич, водитель-испытатель; Султанова Вита Анатольевна, водитель-испытатель; Парфёнов Владимир Георгиевич, водитель-испытатель; Рудницкий Эдуард Валентинович, водитель-испытатель; Алисова Елена Алексеевна, водитель-испытатель; Заводская Ирина Ивановна, водитель-испытатель; Чупрынина Елена Юрьевна, водитель-испытатель; Мельник Валентина Васильевна, водитель-испытатель; Балахонова Любовь Александровна, водитель-испытатель; Пигарев Владимир Анатольевич, водитель-испытатель; Мещерякова Екатерина Николаевна, водитель-испытатель; Терянова Марина Викторовна, водитель-испытатель; Вирясов Сергей Михайлович, водитель-испытатель; Селиверстов Алексей Александрович, водитель-испытатель; Утешев Юрий Владимирович, водитель-испытатель; Дергунов Вячеслав Александрович, слесарь по ремонту автомобилей; Андреев Игорь Владимирович, рихтовщик; Маськин Владимир Александрович, водитель-испытатель; Анохина Елена Васильевна, водитель-испытатель; Разумова Екатерина Геннадьевна, водитель-испытатель.

Цех 45-2

Кандратьев Владимир Юрьевич, слесарь механосборочных работ; Исаков Николай Семёнович, слесарь механосборочных работ; Айкаев Наиль Ахмедуллович, слесарь механосборочных работ; Быков Николай Иванович, слесарь механосборочных работ; Ершова Наталья Евгеньевна, слесарь механосборочных работ; Асраева Мавлудахон Якубжоновна, слесарь механосборочных работ; Козина Ирина Николаевна, слесарь механосборочных работ; Верясова Наталья Анатольевна, слесарь механосборочных работ; Ибрагимов Фанил Фаритович, слесарь механосборочных работ; Катков Дмитрий Вениаминович, слесарь механосборочных работ; Силин Алексей Анатольевич, слесарь механосборочных работ; Александров Вадим Анатольевич, слесарь механосборочных работ; Салимов Зуфар Максумович, слесарь механосборочных работ; Печёный Вячеслав Николаевич, слесарь механосборочных работ; Амирагаев Элияр Халид оглы, слесарь механосборочных работ; Мазко Андрей Васильевич, слесарь механосборочных работ; Девяткин Владимир Михайлович, слесарь механосборочных работ; Федоренко Алексей Михайлович, слесарь механосборочных работ; Джуряк Геннадий Васильевич, слесарь механосборочных работ; Лукичёв Алексей Иванович, слесарь механосборочных работ; Новиков Павел Николаевич, слесарь механосборочных работ.

И всё это при том, что забастовка 01 августа была прекращена в ответ на обещание со стороны администрации пойти на переговоры и не осуществлять репрессии по отношению к участникам забастовки.

Переговоры должны были начаться ещё 7 августа - нет до сих пор (гендиректор[10] Артяков[11] в командировке), а по поводу репрессий сами видите... Так-то администрация ВАЗа отвечает за свои слова.

Товарищи, пожалуйста, не забывайте о письмах протеста и письмах солидарности - рабочим ВАЗа важно знать, что они не одиноки.

По поручению забасткома[12] ВАЗа, Галина Дмитриева.

Цинк - вредное вещество - II

14 августа с 17.00 вторая смена цеха окраски ЗАО "ФОРД МОТОР КОМПАНИ" отказалась приступать к работе. Столбик термометра в цеху показывает + 35 градусов. Рабочие простояли 1,5 часа и приступили к работе после введения начальником цеха дополнительных перерывов каждый час, с поручением к Профкому Форда немедленно начать переговоры по условиям труда в жаркий период. Мы который год наступаем на одни и те же грабли, но сейчас люди готовы продолжать такие акции до тех пор, пока не будут созданы нормальные условия труда.



[1]
Орфографические ошибки исправлены; основные сокращения раскрыты; места, требующие пояснений, снабжены комментариями в сносках. – В.Б.

[2] Межрегиональный профсоюз работников автомобильной промышленности. Профсоюз «Единство» был создан в ноябре 1990 года на Волжском автомобильном заводе (АвтоВАЗе); явился одной из организаций – учредителей МПРА в июле 2006 года. – В.Б.

[3] В настоящее время ссылка не активна. Профсоюз готовит к запуску новый сайт. – В.Б.

[4] 1 августа 2007 года рабочие цеха 45-2 главного конвейера АвтоВАЗа провели предупредительную забастовку. – В.Б.

[5] Завод созданного компанией «Рено», совместно с правительством Москвы, ОАО «Автофрамос» начал выпуск автомобилей в апреле 2005 года. Первичная профсоюзная организация МПРА действовала на заводе с марта 2007 года. – В.Б.

[6] Эта забастовка проходила в августе 2006 года. – В.Б.

[7] Коммунистической партии РФ. – В.Б.

[8] Речь о Профсоюзе работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ, до сих объединяющего на АвтоВАЗе десятки тысяч работников, входящего в Федерацию независимых профсоюзов России (ФНПР). – В.Б.

[9] В тексте «квалиффицировала». – В.Б.

[10] Генеральный директор. – В.Б.

[11] В.В. Артяков был председателем правления «АвтоВАЗа» и президентом ООО «Группы АвтоВАЗ». В августе 2007 года президентом РФ В.В. Путиным назначен губернатором Самарской области. – В.Б.

[12] Забастовочного комитета. – В.Б.

История профсоюзов, 2016 г.