История профсоюзов

Айнзафт С. Первый этап профессионального движения в России (1905-07). Вып. 1

Большаков В.П. О том, чего не было

Большаков В.П. Что ты можешь противопоставить хозяину

Бухбиндер Н.А. Зубатовщина и рабочее движение в России

Вольский А. Умственный рабочий. - Междунар. Лит. Содр-во, 1968

Галили З. Лидеры меньшевиков в русской революции

Гарви П.А. Профсоюзы и кооперация после революции (1917-1921)

Дмитревский В.И. Пятницкий

Дойков Ю.В. А.А. Евдокимов: Судьба пророка в России

Железные люди железной дороги

Ионов И.Н. Профсоюзы рабочих Москвы в революции 1905-1907 гг.

Краткая история стачки текстильщиков Иваново-Кинешемской Промышленной Области

ЛИИЖТ на службе Родины. - Л., 1984

Магистраль имени Октября. - М., 1990

Никишин А. 20 лет азербайджанских горнорабочих. - Баку, 1926

Носач В.И. Профсоюзы России: драматические уроки. 1917-1921 гг.

Носач В.И., Зверева Н.Д. Расстрельные 30-е годы и профсоюзы.

Поспеловский Д.В. На путях к рабочему праву

Рабочие - предприниматели - власть в XX веке. Часть 2

Сивайкин Е.А. Молодёжная политика профсоюзов...

Станкевич И.П. Базовый семинар для рядовых и новых членов профсоюза

Че-Ка. Материалы по деятельности чрезвычайных комиссий

Чураков Д.О. Бунтующие пролетарии

Шулятиков В.М. Трэд-юнионистская опасность. - М., 1907

Pirani S. The Russian Revolution in Retreat, 1920-24


/ Главная / Архивохранилище / Библиотека / Исследования и публицистика / Никишин А. 20 лет азербайджанских горнорабочих. - Баку, 1926

Смена руководящего состава работников. Полицей. гонения. Борьба за существование

2015-04-21

Смена руководящего состава работников. Полицейские гонения. Борьба за существование союза. ([с] 1909 по 1911. г.)

11-го января 1909 года, после долгих усилий, наконец, собирается общее собрание членов союза, на котором происходит отчет Правления, перевыборы старого и выборы нового Правления и Ревизионной Комиссии.

На собрании этом присутствовало свыше 100 членов союза и столько же гостей, причем это количество считалось солидным и сравнительно многолюдным, так как до этого созываемые собрания не могли собрать и такого количества членов.

В состав нового Правления было выставлено 50 кандидатов, и вокруг этих кандидатов разгорелась ожесточенная борьба.

В новое Правление из старого состава были выбраны только трое, все остальные в большинстве своем состояли из группы т[ак] н[азываемой] оппозиции.

В Правление были избраны следующие т.т.[1]: Анашкин, Бурцев, Митя, Матвеенко, Усаченко, Зайцев, Серегин (оказавшийся провокатором), Соломон Бутенко, Якубов, Атабеков, Варначев, Никита, Чумаченко, Фокин.

Тюрки ввели в состав Правления т.т. Ага Гасан оглы, Насрулла Ахмед оглы, Гаджи Гули Наджаф оглы, Мусеиб Мамед оглы и кандидатов Бала Али и Абдурахман. В Ревизионную Комиссию были избраны: Самарцев, Кочетков, Куликов, Кацо, Максимов и из тюрок: Султанов и Мухтар Балиев.

Но правление это оказалось неработоспособным, деятельности союза ему воскресить не удалось, оживить работу союза и связаться с массами оно не смогло. Не смогло оно и приостановить утечки членов союза, и дела союза приходили все в больший и больший упадок и разрушение. Собрания союза созываются редко, и посещаются они очень неаккуратно.

Новое правление, избранное в большинстве своем из представителей оппозиции, крикунов и демагогов, указывавших на недочеты и ошибки старого Правления, оказалось нежизненным, неработоспособным. Это констатировало и общее собрание, собравшееся 15-го марта 1909 года, в резолюции, принятой по докладу Правления.

В этой резолюции говорится, что Правление не выполнило ни одной из возложенных на него обязанностей, и рекомендуется немедленно приступить к приведению в порядок дел союза, организовать совет уполномоченных, объединить работу в районах, выяснить взаимоотношения труда и капитала бакинской нефтяной промышленности и немедленно приступить к культурно-просветительной деятельности; на следующем собрании решено было это Правление переизбрать.

Так, медленной смертью умирал союз нефтепромышленных рабочих, кипучая работа которого не так давно влекла к нему тысячи рабочих и заставляла господ нефтепромышленников уважать эту боевую рабочую организацию.

Были короткие вспышки в деятельности союза, но они только ярче оттеняли общую картину. Такую вспышку союза, короткую, но очень яркую - вызвал один из энергичнейших и талантливых рабочих-революционеров, тов[арищ] Саратовец (Ефимов), сменивший на посту секретаря неугомонного, неутомимого Алешу Джапаридзе.

Весной 1909 года тов[арищ] Саратовец едет делегатом от рабочих на 1-й всероссийский съезд фабричных врачей в Москву, где делает блестящий доклад о санитарно-жилищных условиях бакинских рабочих, доклад, прозвучавший на всю Россию.

Но этому выдающемуся борцу-революционеру не суждено было воскресить союз и поставить его на ноги, так как он, по совету друзей, должен был уехать в Москву, потому что его пребывание в Баку было не безопасно.

Вскоре т. Саратовец был арестован и закован в кандалы; он натер себе кольцом от кандалов рану на ноге, получил заражение крови и скончался в полном расцвете сил и таланта в 30-летнем возрасте.

Так погиб один из надежнейших, один из талантливейших руководителей и организаторов нефтепромышленных рабочих и союза - тов[арищ] Саратовец.

Союз опять приходит в упадок, но на смену выбывшего из строя тов[арища] Саратовца приходит другой рабочий, любимец масс - тов[арищ] Канделаки, Самуил.

И в 1910 году союз некоторое время живет, разворачивает некоторую деятельность, которая неожиданно прерывается арестом тов[арища] Канделаки.

Итак, помимо общих неблагоприятных условий, не дававших возможности вывести союз на широкую дорогу творческой работы, этому же мешает и неустанное наблюдение полиции, принимающей все меры к тому, чтобы разгромить союз, похоронить его окончательно и безвозвратно.

И действительно, после ареста секретаря союза, тов[арища] Канделаки, который начал энергичную работу по оздоровлению союза, союз практически перестает существовать и довольно продолжительное время не подает никаких признаков жизни.

Видно, полицейская рука сделала свое дело и вывела союз из строя на целых 10 месяцев.

О некотором возрождении союза через десять месяцев мы узнаем из заметки, которая была помещена в апрельском номере Журнала "Современная жизнь" за 1911 год.

В этой заметке сказано о первом после перерыва общем собрании членов союза, происходившем 3-го апреля в Сабунчах, на котором присутствовало 60 чел.

«Вот уже 10 месяцев, как союз нефтепромышленных рабочих не подавал никаких признаков жизни. Наконец, в воскресенье, 3-го апреля, состоялось в Сабунчах общее собрание в присутствии 55-60 человек. Собрание почти целиком было посвящено выяснению условий, приведших к упадку союзной деятельности, и обсуждению мер, которые бы могли поставить союз на ноги. По мнению докладчика, организовавшиеся капиталисты, воспользовавшись наступившими для рабочих неблагоприятными условиями, сделали все возможное для гибели профессиональных союзов, но их безмерная эксплоатация приводит опять к возрождению союза; массовые увольнения рабочих, понижение заработной платы, установление 12-ти часового рабочего дня (Асадуллаев, «Молот» и, отчасти, Ротшильд), отнятие квартирных, банных и мыльных денег и масса других притеснений и издевательств являются лучшей агитацией за союз, за необходимость его существования. Союзы нужны сейчас рабочим, тем более, что у капиталистов имеются уже крупные классовые организации, не говоря уже об их материальных средствах. Эксплоатация приняла такие чудовищные размеры, что рабочие волей-неволей начинают задумываться над вопросом: «куда итти, что делать, замечается уже интерес к союзу».

Усиливающиеся репрессии, нажим предпринимателей заставляют рабочих стряхнуть с себя гнет уныния и апатии и объединиться вокруг своего союза, возродить его.

И опять, как и раньше, организаторы союза поднимают вопрос о слиянии двух союзов - нефтепромышленных рабочих и механических рабочих, сознавая весь вред самостоятельного существования обоих союзов, особенно в связи с тем, что нефтепромышленники объединились вокруг своего органа - Съезда нефтепромышленников.

Собрание, хотя и малочисленное, членов союза избрало Правление, которому и поручило развернуть работу союза, связаться с массами и промысловыми комитетами, где таковые еще существуют, а также принять все меры к слиянию 2-х союзов.

Председателем союза был избран тов[арищ] Трофимов, секретарем тов[арищ] Догадов и казначеем Мамед Фармазанов; на плечи этих товарищей и упала вся тяжесть задачи воскрешения союза. Новое правление выпускает обращение ко всем рабочим, в котором обрисовывает ужасное положение рабочих, гнет и насилие предпринимателей и призывает их к сплочению, указывая, что единственным выходом из этого положения является усиление профессионального союза, вступление в него всех рабочих.

Что сделал союз в этот период, сказать трудно, так как никаких материалов, никаких данных, характеризующих работу союза, не имеется.

Во всяком случае, можно предполагать, что, несмотря на героические усилия группки самоотверженных товарищей, им не удалось развить сколько-нибудь плодотворную работу, не удалось собрать вокруг союза сколько-нибудь значительную часть рабочих

Работа союза проходила с большими перебоями и большими перерывами, и союз то поднимался на поверхность, извещая о своем существовании, то снова низвергался в пропасть, исчезал с арены.

Так шла упорная, героическая борьба за существование союза, которая на время давала некоторые результаты, а затем оканчивалась неудачей и ослаблением союзной деятельности.



[1]
Здесь и ниже сокращение слова «товарищи». – В.Б.

История профсоюзов, 2016 г.