18 января 1921 г.
«Общее положение.
1) Роль и задачи профессиональных союзов в переживаемый нами переходный период точно и ясно определены резолюциями Всероссийских съездов профессиональных союзов. Первый Всероссийский съезд профессиональных союзов в январе 1918 года так определил задачи профсоюзов: «Центр тяжести работы профсоюзов в настоящий момент должен быть перенесён в область организационно-хозяйственную. Профессиональные союзы, как классовые организации пролетариата, построенные по производственному принципу, должны взять на себя главную работу по организации производства и воссозданию подорванных производительных сил страны».
Второй съезд в феврале 1919 года заявил, что в «процессе совместной практической работы с Советской властью над укреплением и организацией народного хозяйства профессиональные союзы перешли от контроля над производством к его организации, принимая активное участие как в управлении отдельными предприятиями, так и во всей экономической жизни страны».
Конец той же резолюции гласит: «Принимая непосредственное участие во всех областях советской работы, выделяя из себя и формируя государственные органы, профессиональные союзы должны путём этой работы через привлечение к ней как своих организаций, так и широких рабочих масс воспитывать, подготовлять их к делу управления не только производством, но и всем государственным аппаратом».
Третий съезд, состоявшийся в апреле 1920 года, формально подтвердил основные решения обоих предыдущих съездов, а по существу, дав ряд конкретных указаний и рекомендаций союзам о том, как они должны участвовать в деле организации народного хозяйства, сузил объём задач, определённых резолюциями первого и второго съездов. Особенно отчётливо и выпукло определены практические задачи профессиональных союзов в программе Р.К.П., принятой VIII съездом партии в марте 1919 года.
В программе Р.К.П., в отделе «В области экономической», мы находим в пункте 5 следующее: «Организационный аппарат обобществлённой промышленности должен опираться в первую голову на профессиональные союзы»...
...«Будучи уже, согласно законов Советской республики и установившейся практики, участниками всех местных и центральных органов управления промышленности, профессиональные союзы должны придти к фактическому сосредоточению в своих руках всего управления всем народным хозяйством, как единым хозяйственным целым».
2) Переход от военных задач к хозяйственному строительству и от милитаризованных методов работы к демократическим приёмам, обнаружил кризис в профессиональных рабочих союзах, выражающийся в несоответствии содержания их повседневной работы тем задачам, которые определены в резолюциях съездов и закреплены в партийной программе. Практика партийных центров и государственных органов за последние два года систематически суживала размах работы профессиональных союзов и сводила почти к нулю влияние рабочих союзов в Советском государстве. Роль профессиональных союзов в организации и управлении производством на деле низведена до роли справочной или рекомендательной конторы, поставляющей работников на административные посты, // (с. 564) между государственными органами и союзами согласованности нет и конфликты заваливают партийные организации. Яркую иллюстрацию положения союзов даёт отчет о состоянии союзной профессиональной печати. До сего времени союзы не имеют ни типографии, ни бумаги. Журналы крупных союзов выходят с опозданием на несколько месяцев. Государственная типография едва принимает работы союзов даже в последнюю очередь.
3) Это падение и роли и значения профессиональных союзов происходит в то время, когда опыт трёх последних лет пролетарской революции показывает, что союзы целиком и последовательно проводили коммунистическую линию, вели за собой широкие круги беспартийных рабочих масс, когда всем и каждому ясно, что осуществление программы Р.К.П. в нашей стране, где подавляющее большинство населения мелкие товаропроизводители, требует крепкой, массовой авторитетной рабочей организации, доступной для широких кругов пролетариата. Умаление значения и фактической роли профессиональных организаций в Советской России означает проявление буржуазной, классовой вражды к пролетариату и должно быть немедленно изжито.
Ближайшие задачи и деятельность профсоюзов.
4) Впервые открывшаяся перед республикой трудящихся действительная возможность «передышки» от кровавой вооружённой борьбы против внутренней и иноземной контр-революции и мирового империализма даёт возможность преимущественного сосредоточения всех сил и средств страны на борьбу с хозяйственной разрухой и на всемерное поднятие производительных сил нашей республики. Опыт четырёхлетнего периода революции и трёх с половиной лет советского строительства и борьбы учит, что осуществление поставленных задач удавалось постольку, поскольку в проведении их в жизнь принимали участие наиболее широкие слои рабочих масс. Этот опыт мы должны учесть и построить нашу деятельность так, чтобы она теперь была направлена по линии вовлечения рабочих масс в непосредственную работу по ведению хозяйства страны.
5) Победа над разрухой, восстановление и поднятие производительных сил нашей страны возможна и достижима лишь при условии коренного изменения существующей на деле системы и приёмов организации и управления народным хозяйством республики. Система и методы строительства, опирающиеся на громоздкую бюрократическую машину, исключают всякую творческую инициативу и самодеятельность организованных в союзы производителей. Эта система проведения хозяйственной политики бюрократическим путём через головы организованных производителей, по линии чиновников, назначенцев, сомнительных спецов, породила двойственность в деле управления хозяйством и влечёт за собой постоянные конфликты между заводскими комитетами и управлениями предприятиями, между союзами и хозяйственными органами. Вся сумма порождаемых этой системой условий тормозит проявление у широких рабочих масс производственного энтузиазма и препятствует вовлечению их в деятельное и систематическое участие в преодолении хозяйственной разрухи. Такая система должна быть решительно отвергнута.
6) Наблюдающееся ныне стремление уклониться от проведения в жизнь программных решений партийного съезда о роли и задачах профессиональных союзов в Советском государстве свидетельствует о прямом недоверии к силам рабочего класса. Сознательные передовые элементы рабочего класса, организованные коммунисты, должны напрячь всю энергию для преодоления этого недоверия и существующей в самой партии бюрократической косности. Необходимость уничтожения существующей // (с. 565) ныне системы диктуется и тем обстоятельством, что громадные массы производителей воспитаны и идейно подготовлены профессиональными союзами к тому, что действительная защита классовых интересов производителей, в переживаемый нами момент, заключается в победе над хозяйственной разрухой, в восстановлении и поднятии производительных сил республики: от успешности выполнения этих задач зависит и самоё существование рабочего класса нашей страны. Существующий же ныне бюрократический подход к хозяйственному строительству препятствует достижению максимальных производительных результатов, что вносит разлад, недоверие и разложение в ряды рабочих.
7) Тяжёлое экономическое положение нашей страны, металлический, топливный и пр[очий] голод, недостаток всяческого оборудования и сырья требуют немедленных героических мероприятий, могущих отразить надвигающуюся катастрофу. Основными мероприятиями, способствующими поднятию производительности, являются проведение хозяйственной политики рабочих организаций по линии профессиональных и производственных союзов, предоставление им решающего влияния в государственных хозяйственных органах, добывающих и распределяющих все виды материальных средств страны. Управление народным хозяйством есть одновременное управление рабочими массами. Введение системы организации и управления народным хозяйством через производственные союзы создаёт единое руководство, уничтожает противопоставление рабочих масс специалистам и этим создаёт широкий простор организаторской и администраторской деятельности для людей науки, теории и практики.
8) Профессиональные и производственные объединения рабочих суть организации коллективного хозяйственного опыта, строятся на началах рабочей демократии, выборности и отчётности всех органов снизу доверху. За время своего существования союзы приобрели достаточно опыта и людей с административными и хозяйственными способностями и талантами. Целые отрасли нашей военной, машиностроительной, металлургической промышленности и других управляются рабочими администраторами. Многие сотни сложных промышленных предприятий руководятся коллегиями или отдельными управляющими-рабочими. Но, будучи представителями союзов и хозяйственных органов, эти руководители предприятий не являются ни ответственными, ни обязанными отчётностью перед поставившими их организациями и даже не подлежат отозванию, а отвечают только перед хозяйственным органом. Объединение руководства промышленностью в союзах уничтожит и это вредное явление.
9) Переход от существующей теперь системы бюрократического управления хозяйством, оторванным от самодеятельности трудовых масс, необходимо совершать организованно и начать с укрепления низших ячеек профессиональных и производственных союзов, как фабричные, заводские рабочие комитеты и выше, ставя целью подготовку их к непосредственному управлению хозяйством, чтобы обеспечить успех перехода рабочих союзов от современного пассивного содействия органам народного хозяйства к активному, сознательному, инициативному и творческому участию их в управлении всем хозяйством страны. В целях ускорения этого перехода, необходимо проведение нижеследующих мероприятий:
а) Произвести между отдельными союзами размежевание по производственному признаку.
б) Немедленно начать укрепление союзов работниками, техническими и другими материальными средствами в целях приспособления их к новым задачам.
в) Произвести подбор работников союза и рабочих комитетов под углом их пригодности к осуществлению стоящих перед союзами задач. Этот подбор должен идти снизу и под контролем союзов.
г) Все существующие теперь паритетные между В.С.Н.Х. и В.Ц.С.П.С., // (с. 566) начала участия союза в организации и управлении хозяйством должны расширяться в сторону увеличения прав и преимуществ рабочих организаций.
д) Ни одно лицо не должно быть назначено на административно-хозяйственный пост помимо союза.
е) Все выдвигаемые союзом кандидаты не могут быть отводимы и должны считаться обязательными для В.С.Н.Х. и его органов.
ж) Все поставленные или выдвинутые союзами работники являются ответственными перед союзами и могут быть отозваны ими во всякое время.
з) Союзы, признанные В.Ц.С.П.С. достаточно сильными для организации непосредственного управления целыми отраслями промышленности, осуществляют это право, независимо от степени готовности для этого других союзов.
10) Вся сумма союзного внимания и работы должна быть перенесена на фабрики и заводы, предприятия и учреждения и сосредоточиваться на развитии активности и сознательности производителя в самом процессе его деятельности. В этом должна заключаться роль союзов, как школы коммунизма. Развивая в процессе производства и на его данных сознание освобождённого производителя, союз должен организовать работу так, чтобы превратить рабочего из придатка мертвой хозяйственной машины в сознательного творца коммунизма, созидающего его на началах целесообразного экономного разделения труда. Каждый винтик болтореза, каждая нитка ткача, каждый гвоздь кузнеца и кирпич строителя должны служить скреплением, связью и фундаментом новых производственных отношений. На этом основании должно происходить коммунистическое воспитание.
Управление народным хозяйством.
Общие положения.
11) Развёрнутые в конечном виде формы организации управления хозяйством, а также окончательно построенная система взаимоотношений различных хозяйственных органов должны привести существующие в республике организации производителей в виде производственных и профессиональных союзов к сосредоточению в своих руках всего управления народным хозяйством, как единым хозяйственным целым.
12) Это сосредоточение управления единым хозяйством республики достигается путём установления такого организационного порядка, при котором все органы управления народным хозяйством как в центре, так и на местах избираются представителями от организованных производителей. Этим путём создается единство воли, необходимое в организации народного хозяйства, а также действительная возможность инициативного влияния со стороны широких рабочих масс на организацию и развитие нашего хозяйства.
13) Организация управления всем народным хозяйством принадлежит Всероссийскому съезду производителей, объединённых в профессиональные производственные союзы, который избирает центральный орган, управляющий всем народным хозяйством республики:
а) Всероссийские съезды производственных союзов отдельных отраслей хозяйств избирают органы, управляющие производственными хозяйственными отделами и отраслями.
б) Областные, губернские, уездные, районные и т[ому] п[одобные] органы управления учреждаются соответствующими местными съездами профессиональных и производственных союзов. Этим путём достигается сочетание производственного централизма с местной инициативой и самодеятельностью. // (с. 567) Отделы областных, губернских, уездных, районных и т[ому] п[одобных] органов управления хозяйством составляются соответствующим в каждом случае союзом.
14) Предприятия, родственные по производственному признаку, объединяются, в целях наилучшего использования технических средств и материалов, в группы (куст, главки). Однородные предприятия, находящиеся в одном городе, посёлке, объединяются под общим управлением, создаваемым союзом в общем порядке. Управления объединёнными предприятиями, территориально разрозненными, создаются съездами рабочих комитетов данных предприятий, созываемых союзом.
Организация рабочих комитетов, управляющих предприятиями.
15) Все рабочие и служащие, занятые на всех предприятиях и учреждениях республики, являясь членами профессиональных и производственных союзов, в целях скорейшей организации труда и производства на социалистических началах, должны организованно и активно участвовать в деле управления народным хозяйством.
16) Все рабочие и служащие, без различия должностей и профессий, занятые работой в отдельных хозяйственных единицах, как-то: на фабриках, заводах, шахтах, рудниках, во всех предприятиях, учреждениях, службах транспорта и связи и во всех видах сельского хозяйства, являются непосредственными распорядителями находящегося в их ведении имущества, отвечающими за его сохранность и целесообразное использование перед всеми трудящимися республики.
17) Будучи участниками организации управления предприятием, рабочие и служащие, занятые в заводах, фабриках, мастерских, учреждениях и службах транспорта и связи, земельного и других хозяйств, представляющих определённую хозяйственную единицу для данного места, избирают руководящий этим предприятием орган, — рабочий комитет.
18) Рабочий комитет является первичной организационной ячейкой союза данного производства и составляется под руководством и контролем соответствующего союза.
19) В задачи рабочего комитета входит управление данным заводом или хозяйством, включающим в себя:
а) руководство производственной деятельностью всех рабочих и служащих данной хозяйственной единицы;
б) заботу о всех нуждах производителей.
Свою работу по ведению хозяйства, согласно положениям и инструкциям союза, члены комитета распределяют между собой так, что наряду с их коллективной ответственностью, в первую очередь лежащей на председателе, должна быть определена точно личная ответственность каждого.
20) Вся деятельность предприятия, его программа работ и внутренний распорядок в пределах получаемых заданий и существующих законоположений вырабатываются и утверждаются трудящимися, занятыми в данном предприятии, под ответственностью и руководством рабочего комитета и союза.
Организация быта рабочих.
21) Одним из непременных условий поднятия нашего народного хозяйства является необходимым систематическое проведение в жизнь натурализации заработной платы, как меры, обеспечивающей повышение производительности труда и улучшение быта производителей. Все приводимые ниже меры должны быть связаны тарифной системой и входить в общую сумму натуральной заработной платы: // (с. 568)
I. Отмена оплаты пайков и предметов домашнего обихода и широкого потребления, выдаваемых рабочим по карточкам и ордерам продорганов.
II. Отмена оплаты обедов для рабочих и их семей.
III. Отмена оплаты бань, трамваев, театров и т[ому] п[одобного].
IV. Отмена оплаты за квартиры, отопление и освещение.
V. В местностях, где жилищный вопрос стоит остро, произвести уплотнение советских и военных учреждений, в целях предоставления квартир рабочим.
VI. Организовать ремонт жилищ рабочих средствами предприятий, при условии гарантии выполнения предприятием его основных производственных заданий.
VII. Признать постройку рабочих посёлков и рабочих домов-коммун делом первостепенной важности и включить в программу Комгосоора[1] на ближайший строительный период максимальную программу постройки рабочих жилищ.
VIII. Организовать специальные рабочие поезда и трамваи, приурочив их движение к концу и началу работ в предприятиях.
IX. Принять меры к преимущественному снабжению рабочих предметами широкого потребления.
X. Упростить и ускорить порядок получения прозодежды, а также основного и премиального натурфонда.
XI. Приписать к заводам или специально организовать для обслуживания нужд рабочих заводов обувные и одёжные починочные мастерские, при чём предприятия должны всячески оказывать поддержку и помощь этим мастерским как в организации оборудования, так и по возможности и в снабжении необходимым материалом.
XII. При наличии при предприятиях коммунальной обработки земли под огороды и т[ак] д[алее] оборудовать коммунальное хозяйство техническим инвентарём и средствами за счёт предприятия.
XIII. В предприятиях, расположенных в непосредственном соседстве с деревней, организовать ремонт сельскохозяйственных машин.
XIV. При составлении смет заводов, как денежных, так и продуктовых, должна приниматься во внимание необходимость проведения заводом перечисленных выше мероприятий.
22) Все указанные выше мероприятия должны быть проведены в первую очередь в национализированных предприятиях. В предприятиях частно-владельческих и кустарных они проводятся с разрешения в каждом отдельном случае профсоюза.
Мероприятия, носящие коллективный общезаводский характер, проводить по заводам в зависимости от успешности их работы. Мероприятия, имеющие личное значение для отдельного рабочего, проводить в виде поощрения, начиная с наиболее успевающих работников.
Председатель Ц.К. Всеросс[ийского] союза рабочих металлистов А. Шляпников. Зампредседателя М. Владимиров. Секретарь С. Склизнев. Члены: И. Корякин, В. Плешков, С. Медведев.
Центр[альное] правл[ение] арт[иллерийских] заводов. Член[2] Ц.К. и предс[едатель] А. Толоконцев. Члены: П. Борисов, Г. Бруно, Я. Кубышкин.
Заместитель председателя совета военной промышленности К. Орлов.
Директор Главко-авио Михайлов.
Директор госуд[арственного] машино-строительного завода (Гомзы) А. Васильев.
Председатель центр[ального] правл[ения] тяжёлой индустрии И. Котляков.
Председатель главного правления объединен. зав. средн[его] машиностроительного завода[3] И. Барулин.
Председатель правления Сормовского завода Чернов-Грешнев.
Член комит[ета] московск[ого] отделения В.С.Р.М. Н. Иванов. Завед[ующий] отделом производств[енной] пропаганды В.С.Р.М. Н. Копылов. // (с. 569)
Председатель Ц.К. всеросс[ийского] союза горнорабочих А. Киселев. Члены: М. Миков, С. Лосев, В. Сиверт, С. Арутюнянц, А. Горбачёв, А. Стороженко.
Член Ц.К. горнорабочих и член коллегии горного совета В.С.Н.X. В. Воронин.
Председатель Усольск[ого] подрайона правления союза горнорабочих В. Строкин.
Председатель Кизеловского райкома горнорабочих И. Ялунин. Члены: С. Рычков, А. Миронов. И. Лагунов, П. Федурин, А. Забурдаев.
Председатель Ц.К. [Всероссийского] союза текстильщиков И. Кутузов.
Председатель Ц.К. союза Всеработзема Н. Кубяк[4]. Член Хитров.
Председатель Курской губкомиссии по снабжению рабочих Изворин.
Член партийно-контрольной комиссии при Ц.К. Р.К.П. Челышев.
18 января 1921 г.»
Источник: Десятый съезд Российской Коммунистической Партии. Стенографический отчёт. [М.], 1921 по: В.И. Ленин. Сочинения. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. В.В. Адоратского, В.М. Молотова, М.А. Савельева. – Т. 26: 1920-1921. – М.-Л.: Партиздат ЦК ВКП(б), 1935. – С. 563-569.
[1] Комитет государственных сооружений.
[3] Возможно, в тексте ошибка, и должно быть: «объединения заводов среднего машиностроения».
[4] В тексте «Н. Кубяко».