История профсоюзов

Исследования и публицистика

Воспоминания

Документы

Беллетристика

Периодика


/ Главная / Архивохранилище / Библиотека / Исследования и публицистика

Большаков В.П. Путь докеров. Эпизод 0: Во времена прадедов

2012-10-11

О новгородской гильдии носильщиков 16 века

Известно, что профсоюзы докеров (грузчиков) в России действуют по крайней мере с 1902 года. Предшествовавшие им грузчицкие артели известны с 17-18 веков. История грузчицкого промысла ранее этого времени не документирована совсем, и сказать, существовали тогда или нет братства грузчиков, было бы нельзя. Если бы не находка архивиста Германа Гильдебранда.

В 1876 году г-н Гильдебранд, по заданию Российской Императорской Академии наук проводя изыскания в древлехранилищах городов Прибалтики, обнаружил любопытный документ.

Это было письмо приказчика немецкого Гостиного двора в Великом Новгороде. Он сообщал в Дерпт[1], находившийся в те времена под юрисдикцией Ливонского ордена, что великий князь Московский и всея Руси Василий Третий образовал из новгородских «носильщиков» «гильдию» и при этом вполовину увеличил плату за их труды. Приказчик спрашивал совета, следует ли немецким купцам на это соглашаться. Стоявшая на письме дата приводила в изумление – 1523 год!

К сожалению, весь текст письма неизвестен, так как Гильдебранд передал его в кратком изложении. Но даже приведённые им сведения дают достаточно пищи для размышлений.

Исходя из того, что документ был написан немцем и на немецком языке, попробуем разобраться, о чём именно в нём шла речь. «Носильщик» по-немецки звучит как «Trager», в голландской форме «drager / дрягиль» это слово с 18 века закрепилось в русском языке. Артели дрягилей с монопольными правами (т.е. на принципе «закрытого цеха») работали при российских таможнях в пограничных портах, например, в Санкт-Петербурге или Риге. Однако большее распространение в грузчицком промысле имело слово «носАк». Короче, в «носильщиках» купеческого письма без труда усматриваются русские грузчики-носаки.

Далее. Гильдий Россия не знала вплоть до Петра Первого, то есть до начала 18 столетия. Зато в прибалтийских Ревеле[2] и Риге, современных немецкому документу 16 века и наравне с Дерптом относившихся к юрисдикции Ливонского ордена, гильдии существовали и представляли собой крупные объединения разных ремесленных цехов. Известны, например, гильдия Святого Канута в Ревеле, а также Малая гильдия в Риге. Кстати, в ревельскую гильдию Святого Олая вместе с парусными мастерами, лодочниками, извозчиками и другими цехами входили и носильщики.

Во главе гильдии стоял выборный старшина и при нём два советника. В зависимости от времени пребывания в ней гильдия делилась на 2 части: «старшую» скамью, имевшую право «голоса» (по-современному – решающего голоса), и «младшую» скамью, обладавшую только правом «слова» (то есть, совещательного голоса).

Гильдии имели уставы, утверждавшиеся городским магистратом, а в случае военной опасности составляли особые вооружённые отряды. При этом за каждым членом гильдии закреплялся особый участок городской стены, где он нёс охрану.

Гильдии имели собственные здания, где их члены собирались на деловые собрания – «утренние беседы», а также на пиры по праздникам (у ревельских гильдий это были Пасха, Иванов день 24 июня, Михайлов день 29 сентября, Рождество). Само слово «гильдия», кстати, происходит от слова «gild», которым древние германцы обозначали участников совместной жертвенной трапезы. Пиры членов гильдии начинались с той же деловой части – с заслушивания отчётов и мнений по важнейшим вопросам. Здесь же, в гильдейских зданиях, хранились документы, казна, реликвии, знамёна и прочее имущество гильдии.

Полагаю, что слово «гильдия» было употреблено в письме 16 века как немецкий аналог русского промыслово-ремесленного братства, имевшего схожее устройство.

Таким братством могла быть наёмная/работная «дружина».

По письменным источникам существование на Руси этого вида промысловых объединений прослеживается с 11-12 столетий. В дружины объединялись «древоделы» (плотники, столяры и т.д.), «здатели» (каменщики, кровельщики и пр.), извозчики, «ловцы» (морепромышленники, охотники, рыболовы и т.п.), «лодейщики» (хозяева лодей, перевозившие купеческие товары с морских судов на новгородскую пристань и обратно), а также представители других промыслов.

Дружина объединяла работников родственных специальностей (например, у грузчиков это могли быть кАтали, носакИ, тАскали и другие) и строилась так: во главе – выборный старейшина. Все члены – «други», «товарищи» делились на две категории: «молОдшую» дружину из членов звеньев: тех самых каталей, таскалей и т.п. – а также на «старшУю» (или «переднюю») дружину, состоявшую из руководителей звеньев. Дружина выступала как особый субъект права, могла иметь собственный суд, свои кассу, запасы инструмента и материала, избу для сходок («обчину») или храм во имя святого – покровителя промысла и всех «товарищей», ежегодные «братчины» – пиры в складчину в дни празднования своего святого и т.п. В начале 18 века большинство дружин в числе других промыслово-ремесленных объединений были преобразованы Петром Первым в цеха («цунфты») и артели.

Русские власти (великие князья, митрополиты, монастыри) нередко покровительствовали ремеслам и промыслам. Известны случаи, когда дружины получали от них широкие льготы или, как в нашем случае, монополию на промысел.

Ситуация же с созданием (ликвидацией, преобразованием, слиянием, разделением и пр.) промыслово-ремесленного братства властями типична для стран Европы и Азии позднего средневековья. Так, в 1697 году в Ревеле гильдия Святого Олая, которую мы упоминали выше, была особым указом присоединена к Канутской гильдии вместе со всем имуществом.

В Новгородской земле под эгидой местных властей ещё в 15 веке существовали дружины, связанные с международной торговлей и обладавшие монополией на промысел (лодейщики). Если же мы учтём факт наличия у «носильщиков» единой «платы за труды» (по другому немецкому документу) ещё до акта Василия Третьего 1523 года, то допустимо предположение, что дружины грузчиков действовали в Новгороде и раньше указанной даты.

Так или иначе, обнаруженный Г.Гильдебрандом документ отодвигает возникновение на Руси организаций наёмных работников в грузчицком промысле ещё на пару веков назад.

В.Большаков

(Написано в 2005 году. Публикуется впервые)



[1]
Ныне Тарту в Эстонии.

[2] Современный Таллин в Эстонии.

История профсоюзов, 2016 г.