История профсоюзов

Исследования и публицистика

Воспоминания

Документы

Беллетристика

Периодика

Литературные опыты профсоюзников


/ Главная / Архивохранилище / Библиотека / Исследования и публицистика

Профсоюз работников народного образования и науки РФ (страницы истории)

2012-11-05

В июне 2000 года исполняется 95 лет профсоюзному движению в образовании России. В сентябре 2000 года исполняется 10 лет профсоюзу работников народного образования и науки РФ

Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации (страницы истории)

Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации создан на Всероссийском учредительном Съезде, состоявшемся 26 2- 27 сентября 1990 года. Съезд принял Устав Профсоюза, избрал руководящие органы Профсоюза. Первым председателем Профсоюза был избран Яковлев Владимир Михайлович.

4 апреля 1995 года состоялся II Съезд Профсоюза, который подтвердил курс на самостоятельное и независимое развитие, выработал тактику борьбы за права членов Профсоюза в области труда и заработной платы, принял Основные направления деятельности Профсоюза на 1995-1999 годы и поправки в Устав Профсоюза. На Съезде Профсоюза избраны руководящие органы Профсоюза. Председателем Профсоюза повторно избран Яковлев Владимир Михайлович.

* * *

За годы существования Профсоюз работников народного образования и науки РФ осуществил целый комплекс мер по реализации уставных целей и задач, защите социально-трудовых прав и профессиональных членов Профсоюза, правовому и организационному укреплению профсоюзных организаций.

Выборными органами Профсоюза ведется активная работа по социальному партнерству, конструктивному взаимодействию с работодателями, органами управления образованием, органами исполнительной и законодательной власти, судами и прокуратурой как на федеральном, так и региональном уровнях.

Большое внимание уделяется заключению Отраслевого тарифного соглашения на федеральном уровне, координации работа по заключению соглашений между территориальными комитетами профсоюза и органами управления образованием и власти на местах. Ежегодно только на уровне первичных профсоюзных организаций заключается более 50 тысяч коллективных договоров, которые стали важным механизмом социальной защиты учителей и других работников отрасли.

Через Российскую трехстороннюю комиссию, взаимодействие с Федеральным Собранием РФ ЦК Профсоюза вносит предложения в экономические решения, позволившие оказывать существенное влияние на политику Правительства РФ в области экономики образования.
Значительное внимание уделяет Профсоюз социальным вопросам, охране труда, правовой работе, законотворческой деятельности.

Отстаивая интересы образования, социально-трудовые права членов Профсоюза, только за 1995-1999 годы Профсоюз провел 11 Всероссийских акций в защиту образования в которых приняло участие более 20 тысяч коллективов и около 2 млн. работников образования. В Государственную Думу РФ направлено более 200 законопроектов, поправок и замечаний к проектам законов, регулирующих социальную защиту работающих и студентов.

Профсоюз совместно с Минобразованием РФ и редакцией "Учительской газетой" является учредителем и организатором Всероссийского конкурса "Учитель года России".

Профсоюз имеет широкое международное признание. Осуществляется активное сотрудничество с Интернационалом образования, членом которого Профсоюз стал в 1995 году, родственными профсоюзами из многих зарубежных стран, укрепилось взаимодействие с профсоюзами работников здравоохранения и культуры в рамках Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы.

По состоянию на 1 января 1999 года в структуре Профсоюза действует 76 территориальных организаций Профсоюза в субъектах РФ, 2424 организации Профсоюза в округах, городах и районах РФ, 93878 организаций Профсоюза в образовательных учреждениях, из которых 603 первичные профсоюзные организации высших учебных заведений.

На профсоюзном учете состоит 4,8 млн. членов Профсоюза, среди них 3,3 млн. учителей, воспитателей и других работников образования, 351,2 тыс. преподавателя и сотрудника учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, 1,1 млн. студентов.

* * *

Объединительные процессы в учительской среде зародились еще в конце XIX столетия и начальной формой объединения работников образования стали съезды народных учителей. Первый съезд народных учителей был проведен еще в 1895 году и способствовал повышению профессионального уровня педагогического персонала и отчасти являлся формой участия учительства в обсуждении вопросов школьного строительства.

Посещение в 1896 году Нижегородской выставки учителями различных губерний обратилось фактически в неофициальный Съезд народных учителей. В последующие годы после этого съезда (с 1897 по 1902 годы) число учительских обществ возросло втрое.

Во время зимних каникул 1902-1903 г.г. был созван I Всероссийский Съезд учительских обществ взаимопомощи, который занялся главным образом вопросами повышения образовательного уровня учителей, улучшения условий их труда и укрепления учительских объединений. На Съезде было принято решение о подготовке Устава Всероссийского Союза учительских обществ.

В 1903-1904 годах демократически настроенные учителя видели способ устранения невыгодных условий своего труда в объединении и борьбе с самодержавием. В эти годы был создан "Союз народных учителей", объединивший демократически настроенных работников, по преимуществу из учительской среды.

В 1905-1907 годах, на волне активного объединения рабочих и служащих различных отраслей народного хозяйства России в профессиональные организации, резко возросло демократическое движение и среди работников образования.

Эти организации, ставшие зародышами профсоюзов, объединяли всех рабочих, составляли требования к предпринимателям, руководили стачками, участвовали в разрешении конфликтов между рабочими и предпринимателями, оказывали помощь безработным, стачечникам и т.п. Царское правительство, обеспокоенное ростом профсоюзного движения, 4 марта 1906 года издало закон о профсоюзах под названием "Временные правила о профессиональных обществах ...". Этот закон явился первым правовым документом, который регулировал деятельность профсоюзов.

В начале марта 1905г. группа петербургских педагогов и деятелей по народному образованию, примыкавших к левому крылу "Союза освобождения", поставила в Петербургском педагогическом обществе взаимопомощи вопрос об организации Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию. В результате 12 марта 1905 года в С-Петербурге 256 учителей и других деятелей народного образования провели собрание для основания "Союза народных учителей и других деятелей по народному образованию".

C 11 по 13 апреля 1905 года в Москве собрались представители 30 губерний России на Съезд педагогов и деятелей по народному образованию, который обсудил принципы объединения разрозненного учительского демократического движения в России, проект программы и Устава создаваемого Союза. Большинство участников съезда, в основном сельские учителя, высказались за то, чтобы союз был не только профессиональной, но и политической организацией. Съезд избрал Бюро Московского Союза, которому поручил совместно с Бюро Петербургского учительского Союза подготовить делегатский Съезд по организации Всероссийского Союза учителей и деятелей народного образования.

* * *

В результате подготовительной работы с 7 июня по 10 июня 1905 года в Финляндии состоялся Учредительный Съезд Всероссийского Союза учителей и деятелей по народному образованию на котором присутствовало 147 делегатов от 81-ой местной группы учителей, объединяющих 4668 человек.

По сведениям Бюро на съезде была представлена только половина образовавшихся в провинциях учительских групп. На этом Съезде 9 июня 1905 года было провозглашено создание Всероссийского Союза учителей и деятелей по народному образованию, избрано Центральное Бюро Союза, утвержден Устав, в котором были заложены идеи организационного строения Союза, которые в той или иной степени нашли отражение в современных профсоюзных структурах.

Наличие политических целей в программных документах профессионального движения того времени является характерной чертой и особенностью процесса становления и развития профсоюзного движения в России в начале XX века.

С 26 по 29 декабря 1905 года в С-Петербурге состоялся 2 делегатский Съезд Союза, который высказался за полную внутреннюю реорганизацию существующих учительских обществ взаимопомощи и объединения их во Всероссийскую организацию на началах материальной взаимопомощи и правовой защиты учителей.

27 июня 1906 года в Финляндии состоялся 3 делегатский Съезд Союза, который в основном отказался от политической платформы и всецело сосредоточился на проблемах защиты социально-экономических и иных прав учителей.

С 18 по 24 июня 1907 года состоялся 4 делегатский Съезд Всероссийского Союза учителей, который признал Союз профессиональной организацией и постановил полностью исключить из Устава политическую платформу, как затрудняющую объединение учительства. Съезд принял 10 постановлений "О непосредственных задачах профессиональной борьбы". Этот съезд стал последним съездом Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию.

После роспуска 2-й Государственной Думы деятельность Всероссийского союза учителей как и многих массовых организаций в России ослабла, практически прекратилась.

В период политического оживления в России ( 1912-1914 гг.) состоялся Всероссийский учительский Съезд, который рассмотрел ряд профессиональных вопросов. Съезд предпринял попытку восстановить деятельность Союза учителей, но безрезультатно.

* * *

Только в апреле 1917 года деятельность учительского Союза удалось возобновить в полной мере. На очередном августовском Съезде Союз принял название Всероссийского учительского Союза (ВУС).

С учетом сложившейся политической ситуации в стране Всероссийский учительский Союз вновь включил в программу своих действий ряд политических требований.

После роспуска в 1917 году Учредительного собрания политическая деятельность Всероссийского учительского Союза была направлена против Советов, а потому в учительском движении произошел раскол по политическим мотивам. Власти оказали содействие революционным элементам учительства в выходе их из состава Союза и создании Союза учителей-интернационалистов, который объединил учителей, открыто перешедших на сторону Советской власти. Союз учителей-интернационалистов по предложению В.И. Ленина высказался в пользу скорейшего создания Всероссийского профессионального Союза работников просвещения и социалистической культуры.

* * *

С 28 июня по 1 августа 1919 года в Москве состоялся Учредительный съезд Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры. На съезде присутствовало 277 делегатов из 32 губерний.

Создание Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры было организационно оформлено 29 июля 1919 года. С этой даты начинается советский период истории профсоюзного движения работников образования России.

В мае 1921 года в профсоюз работников просвещения и социалистической культуры России вошли работники печати. В октябре 1921 года на объединенном съезде Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры и профсоюза работников искусств образован Всероссийский профессиональный союз работников просвещения и искусств.

В мае 1922 года профсоюз работников просвещения и искусств был разделен на два самостоятельных профсоюза : работников просвещения и работников искусств.

С 1922 по 1934 годы действовал Профсоюз работников просвещения РСФСР, который объединял работников школ, детских садов, детских домов, научных учреждений, вузов и политпросветучреждений России.

В сентябре 1934 года профсоюз работников просвещения РСФСР был разукрупнен на 8 профсоюзов : профсоюзы работников начальных и средних школ РСФСР, Белоруссии, Украины, Закавказья, Средней Азии, высшей школы и научных учреждений, работников дошкольных учреждений, работников политико-просветительских учреждений.

В 1948 году произошло объединение профсоюзов работников начальных и средних школ РСФСР с профсоюзом работников дошкольных учреждений РСФСР.

В апреле 1953 года профсоюзы работников высшей школы и научных учреждений, политико-просветительских учреждений, работников искусств, полиграфических работников и печати объединились в профсоюз работников культуры.

В ноябре 1955 года профсоюз работников высшей школы и научных учреждений выделился из профсоюза работников культуры.

В мае 1956 года профсоюз работников начальных и средних школ РСФСР как и аналогичные профсоюзы в союзных республиках был переименован в профсоюз работников просвещения РСФСР.

* * *

В августе 1957 года произошло объединение профсоюзов работников просвещения союзных республик и профсоюза работников высшей школы и научных учреждений и образован один профсоюз - профсоюз работников просвещения, высшей школы и научных учреждений СССР. В этом же году была создана республиканская (РСФСР) организация профсоюза.

26-28 марта 1958 года состоялась I республиканская конференция профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений РСФСР.

За период с 1958 по 1990 годы проведено 11 республиканских конференций профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений РСФСР.

Республиканская организация профсоюза просуществовала до сентября 1990 года, когда крупные политические и социально-экономические преобразования привели к распаду СССР, реформированию ВЦСПС и профсоюзного движения, образования самостоятельного Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации.

Источник: Сайт "Профком КФУ". (http://www.ksu.ru/profkom/bro-2.htm)

История профсоюзов, 2016 г.