История профсоюзов

Исследования и публицистика

Воспоминания

Документы

Беллетристика

Периодика


/ Главная / Архивохранилище / Библиотека / Документы

Протокол 2-го съезда комитетов паровозных бригад Северо-Западных жел. дорог

2012-10-08

20-21 июля (2-3 августа) 1917 г.

Протокол 2-го съезда комитетов паровозных бригад Северо-Западных железных дорог[1]

«2-ой съезд комитетов паровозных бригад сев[еро]-зап[адных] жел[езных] дор[ог][2] от 20-21 июля 1917 г.

Председатель В.Кулевский. Тов[арищ] председателя А.Добржанский. Секретарь Козлов.

Открытие Съезда в 12 час[ов] дня.

Порядок дня.

1. Обзор Центральным Комитетом [Паровозо-союза Северо-Западных железных дорог] участков Тяги по [вопросу] организации Комитетов паровозных бригад.

2. Обсуждение докладной записки [в] М.П.С. членами [Центрального] Правления «Паровозо-Союз».

3. Доклады с мест.

4. Текущие дела.

5. Выборы членов в постоянный Центральный Комитет.

6. Выборы Ревизионной Комиссии.

1. СЛУШАЛИ: Обзор Центральным Комитетом [Паровозо-союза Северо-Западных железных дорог] участков Тяги по [вопросу] организации Комитетов паровозных бригад.

ПОСТАНОВИЛИ: Принять к сведению.

2. СЛУШАЛИ: Обсуждение докладной записки [в] М.П.С. членами [Центрального] Правления «Паровозо-Союз».

Председатель Кулевский предлагает выбрать Комиссию из 4 лиц для выработки докладной записки Министрам: Военному, Путей Сообщения, Труда, Финансов, [Центральному] Правлению «паровозо-союз», начальникам Северо-Западной ж[елезной] д[ороги], сл[ужбы] Тяги и редакциям газет.

Предложение ПРИНЯТО.

Избраны: Добржанский, Никласс, Герман и Кондрин.

Вопрос остается открытым до выработки докладной записки.

Перерыв от 2 до 4 час[ов].

Собрание открылось в 4 часа дня.

3. СЛУШАЛИ: Доклады с мест.

Заявление представителя 1-го участка Тяги.

СЛУШАЛИ: О недостатке 11-ти поездных кочегаров.

ПОСТАНОВИЛИ: Поручить Центральному Комитету ходатайствовать о пополнении.

Представитель 2 уч[астка] Тяги изъявил желание занести в протокол [заявление] о необходимости снабдить обмундированием паровозные бригады.

ПОСТАНОВИЛИ: Так как обмундирование вопрос общий, Съезд предложил обсудить на местах и выслать сведения в Центральный Комитет.

СЛУШАЛИ:

1. Об увеличении здания депо и числа канав.

2. О недостатке воды для паровозов на ст[анции] Псков 1.

ПОСТАНОВИЛИ: Поручить Техническому Комитету [Паровозо-союза] II уч[астка] разработать эти вопросы и передать в службу Тяги.

СЛУШАЛИ: О возвращении с военной службы бывших железно-дорожных служащих.

ПОСТАНОВИЛИ: Поручить Центральному Комитету ходатайствовать перед Военным Ведомством.

СЛУШАЛИ: Об отпуске 149.000 руб[лей] Военным Ведомством паровозным бригадам дорог, прилегающих к фронту.

ПОСТАНОВИЛИ: Выяснить Центральному Комитету была ли отпущена эта сумма.

СЛУШАЛИ: О пользовании билетами 2 класса для членов Комитетов [Паровозо-союза], как служебными.

ПОСТАНОВИЛИ: Так как вопрос касающийся всех служб, ожидать выяснения на Всероссийском Съезде[3].

Заявление представителя 3 уч[астка] Тяги.

СЛУШАЛИ: О переводе основного депо в Двинск[4].

ПОСТАНОВИЛИ: Поручить Центральному Комитету ходатайствовать [перед начальником дорог] о переводе.

СЛУШАЛИ: Ходатайство паровозных бригад, в виду тяжелого материального положения, о выдаче ссуд из сумм Сберегательно-Вспомогательной кассы[5], без %.

ПОСТАНОВИЛИ: Так как положением кассы выдача ссуд без % недопускается, то означенную просьбу отклонить.

СЛУШАЛИ: Об увеличении нормы выдачи продовольствия паровозным бригадам.

ПОСТАНОВИЛИ: Так как паровозные бригады находятся в пути и в ночное время, в которое расходуется лишнее количество продуктов, то поручено войти в соглашение с кондукторскими бригадами для ходатайства пред Продовольственным К[омитето]м[6] об увеличении выдачи муки[7] и сахару в двойном размере против служащих, не находящихся в разъезде.

21 ИЮЛЯ 2-ОЙ ДЕНЬ СЪЕЗДА.

Собрание открылось в 10 час[ов] утра.

Продолжение доклада с мест по 7-ом[у] уч[астку] Тяги.

СЛУШАЛИ: Об оплате маневровым бригадам за сверхурочные часы.

ПОСТАНОВИЛИ: Предложить делать расчеты по способу 6-го уч[астка] Тяги, выведенными за Март и Апрель месяцы сего года.

СЛУШАЛИ: Об устраненных административных лицах:

1) Дроздова Вл. и [2)] Мяпи Якова.

ПОСТАНОВИЛИ: Поручить Центр[альному] Ком[ите]ту ходатайствовать об утверждении на их место следующих кандидатов[8].

СЛУШАЛИ: О членских взносах в Всеросс[ийский] «пар[овозо]-союз».

ПОСТАНОВИЛИ: Участки должны высылать деньги, подлежащие в Москву [по адресу: Центральное] Правление Всеросс[ийского] «пар[овозо]-союз[а]», через Центр[альный] Ком[ите]т не позднее 15-го числа за прошедший месяц.

СЛУШАЛИ: О неправильной оплате за время нахождения в командировке по постройке веток Мга-Лиссино и Волосово-Мшинская.

ПОСТАНОВИЛИ: Поручить Центр[альному] Ком[ите]ту выяснить правило оплаты за командировки на означенных ветках.

СЛУШАЛИ: Об уплате разницы среднего заработка со дня введения такового, по 31-ое Мая 1916 года.

ПОСТАНОВИЛИ: Поручить Центр[альному] Ком[итет]у ходатайствовать [об уплате].

СЛУШАЛИ: Об артельщиках, уплачивающих жалованье[9].

ПОСТАНОВИЛИ: Поручить Центр[альному] Ком[итет]у ходатайствовать, чтобы уплата производилась своевременно и не менее 2-х суток при участке.

ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ 8-ГО УЧ[АСТКА] ТЯГИ.

СЛУШАЛИ: Об увеличении числа помощников машинистов 3-го класса до 15.

ПОСТАНОВИЛИ: Обсудить на местах потребное число для пом[ощников] маш[инистов] 3 кл[асса] во всех участках; немедленно выслать сведения для распределения в Центр[альный] Комитет.

ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ 9-ГО УЧ[АСТКА] ТЯГИ.

СЛУШАЛИ: О ненадобности пом[ощников] маш[инистов] 3-го кл[асса].

ПОСТАНОВИЛИ: Передать эти должности нуждающимся участкам.

ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ XI-ГО УЧАСТКА ТЯГИ.

СЛУШАЛИ: О недостатке паровозов.

ПОСТАНОВИЛИ: Поручить Центр[альному] Ком[итет]у выяснить недостаток и по выяснении пополнить.

СЛУШАЛИ:

1. О водоснабжении.

2. Об устройстве поворотного круга или треугольника.

3. О водокачке на станции Пыталово.

4. О расширении дежурной комнаты на станции Пыталово.

ПОСТАНОВИЛИ: Поручить Центр[альному] Ком[итет]у ходатайствовать об устройстве.

СЛУШАЛИ: О доплате разницы заработка Лифляндских подъездных путей с 1-го Января 1917 года по окладам Сев[еро]-Зап[адных] ж[елезных] дорог из расчета по 10-ому участку Тяги.

ПОСТАНОВИЛИ: Поручить ходатайствовать [о доплате] Центральному Комитету.

СЛУШАЛИ: Как считать службу по Сев[еро]-Зап[адным] дорог[ам] паровозным бригадам присоединенных Лифляндских подъездных путей.

ПОСТАНОВИЛИ: Так как паровозные бригады состоят членами Всеросс[ийского] «пар[овозо]-союз[а]», то считать [срок их службы] со дня службы на паровозе.

СЛУШАЛИ: О пособии маш[инисту] XI-го уч[астка] Вейнберг[у][10].

ПОСТАНОВИЛИ: Поручить Местному Ком[итет]у паров[озных] бригад выслать в Центр[альный] Комитет сведения о службе машиниста Вейнберга.

СЛУШАЛИ: Имеют ли воинские чины железнодорожного батальона право [со]стоять членами Всеросс[ийского] «пар[овозо]-союз[а]».

ПОСТАНОВИЛИ: Поручить Центр[альному] Ком[итет]у запросить Правление «пар[овозо]-союз[а]».

ТЕКУЩИЕ ДЕЛА.

СЛУШАЛИ: О вознаграждении членов Комитета за поездки на съезды.

ПОСТАНОВИЛИ: Возмещать расходы из фонда Участкового Професс[ионального] Ком[ите]та.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ: […[11]]

СЛУШАЛИ: Об уплате за сверхурочные часы секретарю Центр[ального] Ком[итет]а[12].

ПОСТАНОВИЛИ: Плату производить по усмотрению Центр[ального] Ком[итет]а.

СЛУШАЛИ: О расходах на поездки Председателя и Секретаря Центр[ального] Ком[итет]а по обзору организации Комитетов паровозн[ых] бригад по уч[астка]м.

ПОСТАНОВИЛИ: Если уплата из средств дороги не состоится[13], то уплатить из сумм Центр[ального] Ком[ите]та.

ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ 3-го и 8-го участков ТЯГИ

СЛУШАЛИ: О предоставлении помещений под Комитеты паровозн[ых] бригад.

ПОСТАНОВИЛИ: Поручить Центр[альным] Ком[итет]ам ходатайствовать о предоставлении вагонов.

ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ 11-го уч[астка] ТЯГИ.

СЛУШАЛИ: О преимуществе техников.

ПОСТАНОВИЛИ: Старшинство техника считать со сдачи экзамена на самоуправление год за два, а после сдачи экзамена[14], в общую очередь.

СЛУШАЛИ: О замещении административных должностей.

ПОСТАНОВИЛИ: Для замещения на административные должности назначаются машинисты более способные, занять таковую, по старшинству и утверждением общим собранием паровозн[ых] бригад.

5. ВЫБОРЫ ЧЛЕНОВ в постоянный Центральный Комитет.

ИЗБРАНЫ: Кулевский, Добржанский, Козлов, Арефьев и Мюллергоф, Герасин на правах кооптации.

КАНДИДАТЫ: Дроздов, Крюков, Никласс, Иванов[15], Панов.

6. ВЫБОРЫ РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ.

ИЗБРАНЫ: Коюков[16], Иерман[17], Никласс.

КАНДИДАТЫ: Дроздов, Гуляев, Панов.

Съезд постановил: В виду критического материального положения, посетить в полном составе Начальника Дорог и Министра Путей Сообщения для вручения выработанной Съездом докладной записки.

Съезд закрылся 21-го Июля 1917 года в 4 часа дня.

Председатель Съезда Кулевский

Секретарь Е.Козлов».

ЦГА СПб. Ф. 7592. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 1 – 2. Машинописная копия

Опубликовано: Большаков В. Всероссийский профессиональный союз паровозных бригад: история в документах (июль 1917 года – ноябрь 1920 года) // Железные люди железной дороги / Сост. В.Г. Рупец. – М.: Изд. дом «Граница», 2006. – С. 212-217.



[1]
Авторская пунктуация в документах сохранена. Орфография применяется современная. Явные ошибки (в фамилиях и словах) исправлены. Необходимые вставки в текст заключены в квадратные скобки.

[2] В Северо-Западные железные дороги входили Балтийская и Варшавская линии.

[3] Видимо, речь об Общежелезнодорожном съезде, который проходил в Москве 15 июля – 25 августа 1917 года. Ожидалось, что съезд, среди прочего, разработает новые условия труда и быта железнодорожников (в том числе для машинистов – в секции Службы тяги Трудовой комиссии съезда), а также определит принципы деятельности профессиональных союзов в отрасли.

[4] Ныне город Даугавпилс в Латвии.

[5] Скорее всего, речь идет об учрежденной машинистами Сберегательно-вспомогательной кассе при Паровозосоюзе Северо-Западных дорог. В противном случае съезд не мог бы принять решения о безпроцентных ссудах.

[6] В сентябре 1917 постановлением Временного правительства при Министерстве путей сообщения было создано Центральное продовольственное бюро, которому подчинялись учреждаемые при управлениях дорог Главные железнодорожные комитеты и, на местах, линейные продовольственные комитеты. Министерством (в советский период – Наркоматом) продовольствия, по соглашению с МПС-НКПС, централизованно производилась заготовка продуктов, которые затем по указанной схеме распределялись по дорогам (Единство. – Пг. – 1917. – № 151. – 29 сент.). До сентября 1917 года продовольственные комитеты на железнодорожном транспорте действовали, видимо, при управлениях дорог.

[7] В тексте: «муку».

[8] В § 18 Устава Всероссийского Паровозосоюза говорилось: «Члены союза паровозных бригад на административные должности должны назначаться только из лиц предлагаемых местной организацией бригад, так как к таковым только может иметь доверие организация».

[9] Видимо, речь о членах артели ответственного труда. В функции последней входила транспортировка денежных сумм, причитающихся служащим в качестве жалованья, а также выдача жалованья на участках.

[10] Видимо, речь о выдаче материальной помощи машинисту из средств профсоюза или Сберегательно-вспомогательной кассы.

[11] В документе для текста оставлено пустое место.

[12] Секретарем Паровозосоюза Северо-Западных дорог был машинист Е.Козлов. Как можно понять из текста, его должность в союзе была освобожденной.

[13] По крайней мере, с конца 1917 года и до 1 декабря 1918 года командировочные членам руководящих органов и делегатов профессиональных союзов на железных дорогах оплачивались МПС – НКПС (Воля и думы железнодорожника. – М. – 1918. – № 85. – 13 дек.).

[14] Слова «после сдачи экзамена» напечатаны дважды.

[15] Зачеркнуто.

[16] Возм., имеется в виду Крюков.

[17] Возм., имеется в виду Герман.

История профсоюзов, 2016 г.