История профсоюзов

Исследования и публицистика

Воспоминания

Документы

Беллетристика

Периодика


/ Главная / Архивохранилище / Библиотека / Документы

Из постановления Нижегород. ревтрибунала о контррев. деятельности железнод-ков

2012-10-16

14 февраля 1919 г.

Из обвинительного постановления Нижегородского губернского революционного трибунала о контрреволюционной деятельности членов «Комитета спасения родины и революции», организованного на ст. Нижний Московско-Нижегородской жел. дороги в дни Октябрьской революции

«[…] По инициативе Нижегородской железнодорожной чрезвычайной комиссии, на территории 7 участка службы тяги Московско-Нижегородской железной дороги был обнаружен след контрреволюционной организации «Комитет спасения родины и революции», возникшей в Нижнем [Новгороде] в начале Октябрьской революции «для борьбы с большевистским захватом и насилием» // (слова в кавычках взяты из протокола заседания № 19, под председательством С.П.Зуева). Этот комитет был избран на собрании 27 октября позапрошлого года средней, мелкобуржуазной группы железнодорожников ст[анции] Нижний, без участия рабочих, мастеровых и низших агентов дороги, и с первого момента своего возникновения занял позицию, враждебную интересам пролетарской революции.

Главными вдохновителями этого, по существу реакционного движения, оказались лица, занимавшие до последнего времени ответственные посты при ст[анции] Нижний: упомянутый гр[ажданин] Зуев, занимавший пост начальника станции Московско-Нижегородской жел[езной] дороги, и два других: начальник 7 участка службы тяги Михаил Васильевич Веренинов и его помощник Георгий Петрович Красногорский (оба члены «Комитета спасения родины и революции»).

Действия этих лиц явно были направлены к подавлению большевиков, стремящихся в то время передать власть Советам. Опираясь на политически отсталые элементы, не без поддержки «тёмных сил», ими была организована борьба и предприняты следующие шаги для подавления в Нижнем [Новгороде] большевизма:

1) «Комитетом была послана депеша начальнику Московского военного округа Верховскому с требованием прислать бронированный поезд с войсками для подавления в Нижнем [Новгороде] большевиков.

2) Одновременно была сделана попытка разоружения Красной гвардии.

3) Комитетом был разработан план прекращения железнодорожного сообщения и приступлено к проведению забастовки в жизнь. Предполагалось в первую очередь прекратить пассажирское движение, а через 2 дня всякое движение.

4) Для руководства забастовкой был избран стачечный комитет, во главе с Верениновым и Красногорским, и ими было выпущено воззвание, обращённое ко всем «с призывом присоединиться к забастовке».

5) Объявлялось, что в случае нарушения со стороны кого-либо неприкосновенности членов стачечного комитета, будут оставлены служебные посты.

6) По распоряжению стачечного комитета, гр[ажданином] Зуевым, под предлогом уплаты содержания служащим, была захвачена самовольно выручка станционной кассы.

Касаясь вкратце деятельности «Нижегородского комитета по спасению родины и революции» и стачечного комитета, следует несколько подробнее остановиться на одном точно установленном факте, ярко рисующем деятельность Михаила Николаевича Веренинова как члена этих обоих комитетов.

В октябре 1917 года, в качестве начальника службы тяги, вечером, он вызывает своего помощника Симонова и даёт ему распоряжение приготовить 4 паровоза на парах: 2 паровоза // поставить на выходных стрелках тракционных путей, а два – на выходных стрелках главных путей. Паровозы эти, по данному им, Верениновым, особому паролю, указано было уронить с путей и тем загородить выход всех паровозов, а также приход паровозов со станции. На возражение гр[ажданина] Симонова, что подобные действия преступны, гр[ажданин] Веренинов стал настаивать на точном исполнении его распоряжения как исходящего от члена «Комитета спасения родины и революции» при ст[анции] Нижний. Починяясь приказу, машинисты Викторов, Лукьянов и Попов и четвёртый (фамилию которого свидетель не помнит) на паровозах выехали на стрелки. Это распоряжение Верениновым было впоследствии отменено, причём он пояснил, что паровозы предполагалось уронить, чтобы на неделю прекратить движение, но что теперь опасность миновала: «большевики пришли, де, к соглашению с остальными политическими фракциями» [опущены ссылки на листы следственного дела].

Председатель Б.Сильверстов (Моряк)

Член коллегии Н.Чегодаев»

Источник: Победа Октябрьской социалистической революции в Нижегородской губернии: Сборник документов. – Горький, 1957. – С. 337-339 на: Ф. 104с. Оп. 1. Д. 6. Лл. 499-499об. – Машинописная заверенная копия.

История профсоюзов, 2016 г.